16.07.2020

Иннопром-онлайн попытался разогнать экспорт

Иннопром-онлайн попытался разогнать экспорт

Чтобы встроиться в цепочку добавленной стоимости, экспортерам придется снимать новые барьеры. Главное теперь — не деньги, а доступ к информации и решение вопросов сертификации продукции на зарубежных рынках

За последние пять лет несырьевой экспорт в России рос темпами 7% в год, в прошлом году объем неэнергетического экспорта составил более 155 долларов, — такие данные привел директор по комплексным экспортным проектам Российского экспортного центра (РЭЦ) Марк Мурашко на сессии «Экспорт из России: как способствовать его ускоренному росту» в рамках международного марафона Иннопром, который прошел 7 июля в онлайн-режиме.   

Пандемия СOVID-19 и мировой кризис безусловно внесут корректировки в эту динамику. Но стратегии компаний еще в большей степени, чем раньше, будут ориентированы на внешние рынки. Сегодня это одна из наиболее распространенных идей «мира после пандемии».

Дайте качество

На краткосрочном горизонте экспортеры столкнутся с рядом вызовов. Помимо ожидаемого падения спроса они уже сейчас ощущают потери от сбоев в поставках комплектующих. Однако у бизнеса появляются и новые возможности, считает вице-президент Американской торговой палаты в России Наталья Шнайдер:

—  В результате пандемии нарушены многие цепочки поставок. И это может стать шансом для российских компаний выйти на рынок со своей продукцией и услугами и начать участвовать в международной цепочке поставок. При этом у российских экспортеров сейчас есть определенные преимущества. Слабый рубль позволяет увеличить рублевую выручку, а высококвалифицированная рабочая сила в России еще довольно недорога.

Чтобы использовать этот шанс, нужен конкурентоспособный и востребованный продукт. И здесь компании могут столкнуться с  ограничениями, уверен руководитель представительства японской организации содействия развитию внешней торговли (JETRO) Тэцуя Умэцу:

 — Чтобы конкурировать на международном рынке, требуется качество. Производство высококачественной продукции можно обеспечить, только имея высокотехнологичное оборудование, а с этим пока в России сложно. По результатам исследования института имени Гайдара, более 60% отпрошенных указывают на отсутствие отечественных аналогов высокотехнологичного оборудования.

Счастье не в деньгах, а в промполитике

 

В России много лет к ключевому барьеру для развития экспорта относили недостаток финансирования. И, судя по выступлению Марка Мурашко, этот акцент государственных программах поддержки российских экспортеров продолжает доминировать:

— Наша задача в рамках курса поддержки инвестиционных проектов — снижение стоимости заемного капитала. Среди инструментов РЭЦ, которые буквально полтора-два года назад были внедрены, — субсидирование ставок, финансирование проектов нашим дочерним Росэксимбанком, страхование инвестиций.

Между тем сейчас деньги в силу политики ЦБ становятся дешевле, и сами предприятия говорят об ограничениях совершенно иного рода. Чтобы иметь сопоставимый по качеству продукт, придется много инвестировать в НИОКР, что отразится на себестоимости. На снижение себестоимости продукции сильнейшим образом влияет государственная политика, считает заместитель генерального директора по экспортным продажам торгового дома холдинга «Синара — Транспортные машины» (ТД «СТМ») Андрей Бардиж:

— Многие государства используют ресурсы для поддержки своих производителей, в частности через снижение таможенных пошлин.  Мы столкнулись с тем, что наш глобальной конкурент Китай подписал с Индией межправительственное соглашение, в рамках которого китайская компания платит 15% пошлины. А мы платим таможенную пошлину порядка 25%. На некоторых рынках мы боремся с этим за счет локализации, но мы все равно платим почти вполовину больше конкурентов и это, конечно, разрушает экономику. На наш взгляд, возможным источником снижения себестоимости может быть субсидирование таможенных пошлин.

 

Сертификация как препон

Самой серьезной преградой являются проблемы, связанные с сертификацией. Об этом говорит каждый второй спикер. Андрей Бардиж актуальность проблематики обозначает так:

— Сегмент подвижного состава достаточно сильно зарегулирован, требования к безопасности жесткие, причем они везде уникальны, и затраты на их выполнение очень большие. Мы на каждый новый рынок должны выходить с новым продуктом и большими издержками. Мы убеждены, что нужно вводить субсидии на сертификацию продукции для высокотехнологичных отраслей.  

— В нашем секторе очень многое зависит от сертификации, — соглашается исполнительный директор «Аргус-Спектр» (разработка и производство систем охранно-пожарной сигнализации) Михаил Левчук. — И, к сожалению, в России мало кто системно занимается этим вопросом. У нас научились выстраивать координацию по вопросам финансирования, взаимодействия с таможней, антимонопольной службой. Но до сих пор вопрос сертификации оставался в стороне. Между тем сейчас мир разделен на три больших центра: американский, британский и китайский. И в каждой зоне действует единая система сертификации. К сожалению, российские центры слабы, мы не можем использовать результаты своей работы по сертификации за рубежом.  

Михаил Левчук предлагает конкретное решение, состоящее из трех блоков:  

— Во-первых, нужны субсидии экспортерам на сертификацию, во-вторых — организация адресной работы с рынками и лабораториями, чтобы многомесячные, а иногда и многолетние протоколы испытаний, которые мы получаем в России, признавались за рубежом. Третье направление связано с созданием опорных лабораторий. Сейчас в России развивается проект по опорным лабораториям, они должны проводить испытания продукции в целях экспорта. Значительные деньги выделяются на их оснащение, на наем новых сотрудников. Бизнес ожидает, что на рынке оборота товаров будет наведен порядок благодаря ужесточению правил через опорные лаборатории. Опорные лаборатории должны быть в фокусе внимания РЭЦ. Иначе нас за рубежом никто всерьез воспринимать не будет.

 Ценность информации

И наконец, самому бизнесу тоже придется перестраиваться. Вероятнее всего, потребуется пересмотр стратегий. По словам Андрея Бардижа, его компания уже с начала этого года переформатировала экспортный портфель:

— Европейские рынки теряют актуальность для российских экспортеров. Мы видим там проблемы с платежеспособностью и в этой ситуации больше ориентируемся на азиатские рынки, в частности на Вьетнам и Индию. Сейчас после пересмотра портфеля у нас почти 50% проектов сосредоточено в Азии. Именно используя фокусировку на индийском рынке, мы в июне заключили три новых контракта на поставку машин с Индийской железной дорогой. Мы более чем в два раза увеличили парк нашей техники в этой стране. И эти проекты мы реализуем с элементами локализации, это позволяет нам повысить конкурентоспособность на многих рынках.

— Никто в ходе нашей дискуссии не отметил, что для развития экспорта требуется информация о зарубежных рынках, — замечает в завершение Тэцуя Умэцу. — А это между тем очень важный инструмент.

Сегодня уже для всех очевидна миграция бизнеса в онлайн-коммуникации. Компаниям нужна помощь в продвижении продукции и получении информации через платформы и различные площадки. Умение работать с такого рода ресурсами будет еще одним  элементом конкурентоспособности национального несырьевого экспорта.

Фото  Дмитрия Макурина 

 

Материалы по теме

На Иннопром-2020 для итальянской делегации забронировано 140 мест в гостиницах Екатеринбурга

Видео: Виктория Казакова. Поможет ли онлайн-формат сохранить Иннопрому статус коммуникационной площадки?

Поведены итоги премии Экспортер года-2016

В Екатеринбурге открылась шестая международная промышленная выставка и форум «Иннопром-2015»

Екатеринбургская компания «Униматик» и австрийская EMCO Group договорились о создании совместного производства

Индия стала официальным партнером «Иннопрома»