АЦ "Эксперт" принял участие в XIX Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен»
17.11.2024
Минэкономразвития РФ разработало Стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 года. После согласования с другими ведомствами документ будет внесен в правительство. Предусмотрены четыре сценария — инерционный, базовый, интенсивный, агрессивный. Как рассказал на Восточном экономическом форуме 3 сентября глава Минэкономразвития Максим Решетников, в рамках интенсивного в частности исследованы меры и предпосылки для достижения углеродной нейтральности к 2060 году.
«Рост выработки электроэнергии в базовом сценарии обеспечивается в основном за счет безуглеродной и низкоуглеродной генерации. Проводится масштабная электрификация и цифровизация транспорта и технологических процессов в отраслях промышленности, создаются условия для широкой реализации климатических проектов, прежде всего по повышению энергетической эффективности реального сектора экономики, а также по повышению качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов», — приводит ТАСС цитату из Стратегии.
Напомним, ранее в правительстве началось формирование рабочих групп для подготовки сценариев адаптации национальной экономики к глобальному энергопереходу. Цель — анализ рисков и возможностей снижения углеродоемкости экономики на фоне сокращения спроса на традиционное топливо и развития альтернативной энергетики. Активное обсуждение этих вопросов вызвано широким комплексом факторов, например, резким ростом себестоимости добычи нефти (в апреле — июне 2021 года в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 20,3 тыс. рублей за тонну). Минэнерго неоднократно заявляло о том, что качество запасов в стране постепенно падает, а добыча на новых месторождениях становится дороже. Плюс снижение цен: добыча около половины запасов нефти в РФ при цене в 50 долларов за баррель нерентабельна (по материалам Минэнерго РФ). Кроме того — уменьшение ресурсной базы. Так, за первое полугодие 2021 года в России добыто 254,8 млн тонн нефти и газового конденсата. На этом фоне данные по новым месторождениям (за полгода их открыто всего шесть, по размерам запасов они относятся к категории мелких и очень мелких) выглядят скромно: прирост запасов жидких углеводородов составил всего 26,4 млн тонн, т.е. в десять раз меньше.
И еще: с 2021 года отменена пониженная ставка налога на добычу полезных ископаемых для нефтяных месторождений с выработанностью более 80%, а также пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть. По этой причине, например, ЛУКойл начал консервировать месторождения вязкой нефти в Коми. Компания оценила суммарный прирост фискальной нагрузки из-за отмены льгот в 40 млрд рублей.
Несмотря на этот спектр проблем, ключевой причиной резонансных обсуждений в кабмине является намерение ЕС — основного импортера российских углеводородов — полностью отказаться от ископаемого топлива к 2050 году. Так, в июле Еврокомиссия опубликовала проект будущего трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment, CBAM). Это новый инструмент достижения климатических целей с помощью мер международной торговли. По данным аудиторской компании «большой четверки» Ernst and Young (EY), в проекте постановления CBAM предлагается ввести цену на углерод, взимаемую с определенных товаров, ввозимых в ЕС: его цель — предотвратить утечку углерода, т.е. перемещение производства за пределы ЕС в страны, где нет жесткой политики в отношении климата.
— CBAM, по-видимому, во многом соответствует схеме торговли квотами на выбросы в ЕС (СТВ ЕС). Каждый сертификат CBAM — эквивалент квоты СТВ ЕС (EUA) — будет выражаться в тоннах выбросов парниковых газов, содержащихся в импортируемых товарах. Сертификаты CBAM будут выдаваться отдельно от EUA и не будут взаимозаменяемыми, — анализируют в EY.
По данным Минэка, когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве: «Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС».
CBAM планируется вводить поэтапно с 2023 года. Перед его полным внедрением предусматривается переходный период, когда обязательства импортеров будут ограничиваться отчетом о своих выбросах на ежеквартальной основе. С 2026 года право выводить на рынок ЕС товары, регулируемые CBAM, получат только импортеры с разрешением, выданным компетентным органом. Объем российского экспорта в ЕС, который подпадет под это регулирование, — 7,6 млрд долларов в год.
— Пока это похоже на приглашение к диалогу. С одной стороны, предлагая трансграничное углеродное регулирование, коллеги пытаются форсировать выработку реальных экономических механизмов реализации Парижского соглашения. Это климатический аспект, — оценивает позицию ЕС глава Минэка. — С другой стороны, у наших коллег закончились собственные углеводородные запасы и ресурсы, и они много вложили в возобновляемые источники электроэнергии. Теперь, опираясь на климатическую повестку, они пытаются «застолбить» за собой экономические преимущества и технологии <...> Я исхожу из того, что нас не застали врасплох. Нам нужно что-то пересмотреть, что-то перезагрузить, но это не повод посыпать голову пеплом. Например, стратегия развития СПГ до 2035 года, принятая в марте этого года, хорошо вписывается в «зеленую» повестку, как и планы по развитию водородных технологий.
Что будет с российским ТЭК в новой реальности, сможет ли сектор адаптироваться к новым условиям и остаться значимой частью мировой энергосистемы?
В 2020 году доля нефтегаза в российском ВВП сократилась до 15,2% с 19,2% в 2019 году. Согласно данным Росстата, этот показатель снижается на протяжении последних двух лет. Так, в 2018 году доля нефтегазового сектора в ВВП составляла 21,1%. Но это свидетельствует не о структурных изменениях в экономике, а о снижении мировых цен на ресурсы. Процесс зеленой трансформации для страны, бюджет которой на 40% (а экспорт на 60%) формируется благодаря углеводородам, обещает быть очень болезненным.
— Глобальный энергопереход и снижение потребления углеводородов являются вызовом для будущего российской экономики. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2020-е годы могут сократиться примерно на четверть по сравнению с предыдущим десятилетием. Введение углеродного налога на выбросы в ЕС будет влиять на доходы нефтегазового сектора и экспортную политику государства, — комментирует старший аналитик компании Wood Mackenzie Николай Новиков.
— Выбираемый ЕС метод дополнительного налогообложения импорта в рамках трансграничного углеродного регулирования совсем не нов. Он давно использовался ЕС для защиты от конкурентов, прежде всего России и Китая, только не под экологическим зонтиком, как сейчас, а под предлогом искусственного занижения издержек на сырье в странах-экспортерах.
В этих целях экономику страны (или какой-либо ее сектор) объявляли нерыночной, что позволяло Комиссии ЕС вводить дополнительные антидемпинговые пошлины. После серии проигранных дел в суде ВТО возникла концепция регулирования, в центре которой все те же отрасли — металлургия и удобрения. Ее цель — заставить предприятия конкурентов тратить на борьбу с углеродным следом так же и столько же, как и сколько тратят в ЕС. В таком подходе очень много рисков — и для торговли, и для действующих и будущих многосторонних соглашений по климату, — убежден заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков.
На ВЭФ глава Сбера Герман Греф спрогнозировал сокращение энергетического экспорта России на 179 млрд долларов к 2035 году, на 192 миллиарда — к 2050-му. Кроме падения экспортной выручки Греф назвал еще пять основных рисков — потерю российского лидерства в мировой энергетике, вероятное банкротство энергокомпаний, отказавшихся от трансформации, сокращение занятости населения, обострение проблем в моногородах. Потенциальное падение производства нефти и газового конденсата к 2050 году глава Сбера оценил в 72%, газа — в 52%, энергетического угля — в 90%.
По словам Максима Решетникова, нельзя игнорировать тему трансграничного углеродного регулирования: «Зеленая трансформация потенциально несет необходимость структурных изменений не только в области добычи, экспорта полезных ископаемых и занятости населения, но также в части транспортной инфраструктуры. Через российские западные порты экспортируется 40 млн тонн угля в год, и дальнейшая загрузка этой инфраструктуры после 2030 года остается под вопросом».
— За два года произошла геополитическая революция, которая охватила не только Европу. Например, Китай радикально пересмотрел экологическую политику, а с 2025 года берет курс на сокращение
потребления угля. Угольная стратегия России в своей основе содержит движение в АТР, в том числе в Китай. Если мы не подумаем об этом сегодня, через несколько лет нам придется отвечать шахтерам Сахалина, Кузбасса, Челябинска и других на вопрос о том, почему мы не подумали об этом ранее, — дискутирует спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс.
— По мере того, как спрос на традиционные ресурсы на рынке будет снижаться, потолка по спросу на нефть и газ мы можем достигнуть уже в течение ближайших 15 — 20 лет, будет наращиваться и конкуренция между странами-производителями. В итоге образуются три основных вызова — риски потери конкурентоспособности, ресурсной ренты и доходов, — анализирует замминистра энергетики Павел Сорокин.
Как сохранить конкурентоспособность на мировом рынке? Первое — разработать внутреннее углеродное регулирование, которое позволит России оставлять выплаты на территории страны и в дальнейшем инвестировать в «зеленые» технологии, позволяющие снижать выбросы парниковых газов. Минэкономразвития России рассчитывает к концу 2023 года добиться международного признания
российской системы верификации выбросов парниковых газов: «Росаккредитация задачу получила, коллеги активно этим занимаются. У нас есть план, чтобы мы к концу 2023 года добились признания нашей системы на международном уровне», — утверждает глава Минэка.
Управляющий директор и партнер компании BCG Антон Косач считает, что если в России будет разработан и внедрен государственный механизм регулирования углеродоемких отраслей, при котором производители будут платить сумму, аналогичную выплатам CBAM в виде углеродного сбора или сертификатов ETS, то CBAM будет уменьшен на эту сумму.
Второе — необходимо создавать стимулы для внедрения технологий улавливания, хранения и использования CO2. «Многие страны меняют подход к мировой экономике, регулированию — создаются ограничения, стимулы. По сути, запускается новый экономический цикл, и он привязан к экологической повестке.
И здесь либо нас вынудят это сделать, когда конечный продукт, не использующий при производстве вторичные ресурсы, станет вдруг слишком дорог для потребителя за счет различных налогов и пошлин, либо мы можем превентивно подойти к этой ситуации и заранее создать стимулы для предприятий по вовлечению в производственную цепочку вторичных ресурсов. Мы сейчас совместно с Минфином и Минпромторгом смотрим на комплекс мер, и в части нефтехимии тоже, как увеличить доходность таких проектов до приемлемого уровня», — информирует Павел Сорокин.
Максим Решетников соглашается с доводами: «Очень важно создание системы долгосрочной мотивации. На каком-то этапе нам придется задуматься о стоимости CO2, о стоимости выбросов, какая она может быть и на каком периоде. Главное, понимать последствия в целом для нашей экономики и для наших потребителей (и очень чувствительных сфер, как система ЖКХ) введения этих потенциальных мер».
«Многое зависит от технологий, в том числе улавливания CO2. Мы много об этом говорим, но, к сожалению, пока таких технологий, которые подлежат коммерциализации, мало. Они пока не конкурентоспособны, над этим надо работать», — уточняет зампред правительства РФ Александр Новак.
Третье — наращивание доли газа в энергобалансе. По мнению Павла Сорокина, ближайшие 20 — 25 лет газ будет являться одним из основных переходных видов топлива, и есть очень хорошее окно возможностей, которое относится не только к экспорту газа и его потреблению на ТЭЦ, но и к повышению его добавочной стоимости: «Сейчас мы постепенно уходим в более глубокие пласты, в более ценный газ с точки зрения химии. Поэтому сегодня в наших приоритетах — крупнотоннажные полимеры, полиэтилены, полипропилены, где мы сможем дойти до 6 — 7% мирового рынка, то есть почти удвоиться. Большой перспективой обладает метанольное производство, по которому потенциально мы видим 6 — 7 млн тонн мощностей от дополнительных проектов, а также сжиженный газ, в части которого увеличение монетизации и мобильности запасов газа для производства СПГ является одним из краеугольных камней нашей энергостратегии. Подобные проекты обеспечат мультипликативный эффект для экономики — на горизонте ближайших 12 лет они могут привлечь порядка 100 млрд долларов инвестиций на этапе строительства».
— Есть определенное видение, что газ как топливо имеет хорошие перспективы. И даже несмотря на климатическую повестку, потенциал российских экспортных проектов сегодня выглядит очень перспективно, — комментирует управляющий директор VYGON Consulting Григорий Выгон.
— Газ — прекрасный вариант для энергетического перехода, потому что газ также позволяет вырабатывать электричество при гораздо меньшем объеме выбросов СО2, — констатирует председатель, главный исполнительный директор TotalEnergies Патрик Пуянне.
Четвертое: необходимо развивать возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В этом году правительство РФ приняло решение о продлении программы развития ВИЭ на оптовом энергорынке на 2025 — 2035 годы. «Мы ожидаем, что тенденция снижения стоимости строительства ветряных и солнечных станций будет продолжаться, и мы получим порядка 6 — 6,7 ГВт ввода мощностей на возобновляемых источниках к концу завершения этой программы. Надеемся, что паритет цен выйдет на планку, когда ВИЭ без поддержки государства будут конкурировать с традиционными источниками генерации», — рассказал замглавы Минэнерго Павел Сниккарс.
В новой программе, как и в действующей, проекты ВИЭ, получающие поддержку, будут отбираться на конкурсе. Эксперты предупреждают и о трудностях: возведение ВИЭ в России требует более существенных затрат, чем традиционная генерация, также есть зависимость от импорта ВИЭ-технологий. Кроме того, предстоит решить вопрос с утилизацией элементов ВИЭ. К примеру, один ветряной генератор — это три лопасти по 50 метров из пластика, который не разлагается, то есть на выходе 20 тонн отходов. К 2023 году только в Европе необходимо утилизировать около 14 тыс. ветряных установок. Таким образом, к 2040 году может быть накоплено порядка 40 млн тонн элементов ветрогенераторов.
В августе федеральный кабмин также утвердил Концепцию развития водородной энергетики. Реализация документа включает несколько этапов. Первый рассчитан на ближайшие 3,5 года. Он предполагает создание профильных кластеров и реализацию пилотных проектов по производству и экспорту водорода, а также применение водородных энергоносителей на внутреннем рынке. Александр Новак оценивает перспективы производства водорода к 2050 году в 1370 млн тонн: «Сегодня в мире потребляется около 116 млн тонн водорода, включая 74 млн тонн в промышленности и нефтепереработке. Перспективными направлениями роста могут стать транспорт, электроэнергетика и сооружения — на сегодня потребление в этих отраслях составляет лишь
10 тыс. тонн. Россия на этом рынке может обеспечить конкурентоспособную стоимость водорода из природного газа, а также за счет электролиза воды на базе атомных станций. Мы ставим перед собой задачу создать экспортно ориентированное производство. По водороду мы вполне можем занять нишу около 20% на мировых рынках — это тот уровень, который мы занимаем по торговле газом и нефтью».
Главным проводником декарбонизации в России стал именно ТЭК, его крупнейшие игроки. «Нефтегазовая отрасль более активно, чем другие индустрии в среднем, интегрирует повестку декарбонизации в свои стратегии», — подтверждает директор Центра энергетики МШУ Сколково Ирина Гайда. Основными инструментами декарбонизации отрасли являются рост энергоэффективности и снижение прямых выбросов парниковых газов.
Руководитель направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Александр Амирагян констатирует, что в последние годы нефтегазовые компании стали больше двигаться в сторону диверсификации бизнеса, главным образом за счет развития энергетического направления (ВИЭ, газовая энергетика): «Перспективным направлением, которое может обеспечить снижение углеродного следа нефтегазовой продукции, является реализация проектов по улавливанию, хранению и утилизации углерода (сarbon capture and storage, CCS). Российские НК осознают необходимость снижения углеродного следа своей продукции, что важно для обеспечения беспрепятственного выхода на внешние рынки в будущем. Основные инструменты — модернизация производства, увеличение утилизации попутного нефтяного газа. Растет заинтересованность в проектах CCS для снижения углеродного следа продукции, а также в развитии производства водорода для диверсификации бизнеса».
Первой российской компанией, которая представила план по углеродному менеджменту до 2035 года, стала Роснефть. Она планирует сократить интенсивность выбросов в нефтегазодобыче на 30%, достигнуть интенсивности выбросов метана ниже 0,25% и предотвратить выбросы парниковых газов в объеме 20 млн тонн эквивалента углекислого газа. В 2023 году Роснефть будет производить до 1,3 млн тонн водорода в год (сейчас — более 650 тыс. тонн водорода). Ранее компания подписала соглашение с ВР о сотрудничестве в области углеродного менеджмента и устойчивого развития. Соглашение предусматривает совместное изучение перспектив новых проектов в области производства водорода, в том числе с применением возобновляемых источников энергии, а также использование технологий улавливания, утилизации и хранения углерода на водородных установках, которые имеют почти все НПЗ компании.
«Газпром нефть» намерена реализовать пилотные проекты по внедрению декарбонизации в Оренбургской области. Компания работает над улавливанием СО2 и его использованием в дальнейшем производственном цикле. «Оренбургская область может стать флагманским регионом по утилизации СО2. Для этого у нас есть необходимые ресурсы и компании, где можно внедрить новую технологию. Декарбонизация позволит улавливать СО2 на предприятиях и вместо выбросов в атмосферу реализовывать его на рынке, где он активно используется в металлургии и нефтяной промышленности», — рассказал вице-губернатор Игнат Петухов.
«Газпром нефть» также вступила в Совет индустриальных партнеров консорциума «Технологическая водородная долина». Компания будет участвовать в проектах по разработке технологий получения, транспортировки, хранения и использования водорода, а также утилизации углекислого газа. Сейчас «Газпром нефть» производит более 100 тыс. тонн водорода на своих технологических площадках, а в планах до 2024 года — выход на показатель в 250 тыс. тонн. «Разработка технологий по производству водорода — это одно из ключевых направлений работы Центра промышленных инноваций “Газпром нефти”. <…> Основными требованиями в этой области являются использование доступного сырья и отсутствие выбросов углекислого газа. Сейчас Центр готовится к проведению лабораторных стадий по нескольким направлениям, внедрение которых позволит обеспечить “бирюзовым водородом” собственные НПЗ, а в перспективе — организовать поставки этого газа для нужд новой энергетики и промышленности», — сообщил директор Центра промышленных инноваций компании Михаил Никулин.
— В секторе ТЭК есть необходимые финансовые ресурсы, инвестиции. Если мы посмотрим на инфраструктуру, то по себестоимости и возможности осваивать географические территории с запасами мы находимся в очень хорошем положении. Даже в случае снижения спроса мы можем сохранить свою долю рынка за счет инвестиций и самое главное — за счет того, что нефтегазовая отрасль продолжит декарбонизацию и станет одним из якорных заказчиков для экономики, — итожит Павел Сорокин.
Традиционная энергетика продолжает привлекать существенные инвестиции, считает вице-премьер Александр Новак
— Мы должны прилагать максимум усилий, чтобы традиционные источники энергии были экологичны. В России есть четкая энергетическая политика, направленная на развитие как традиционных источников, так и новой чистой энергии. Традиционные источники еще долго будут составлять основу энергобаланса. Например, Китай вводит в эксплуатацию ряд угольных электростанций суммарной мощностью 34 ГВт. Инвестиции в нефтегаз также растут и, думаю, будут расти. Нефть все больше будет использоваться как источник для производства товаров народного потребления, химии. Свое место в будущем займет и атомная энергетика. Сейчас нами активно осваивается новое направление — малая атомная генерация, и мы ставим цель стать лидерами по производству атомной энергии малыми блоками от 5 до 100 МВт.
Российские нефтегазовые компании прекрасно понимают текущие мировые тренды и стараются им следовать, хотя и не так радикально, как некоторые европейские мейджоры, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман
— Важно понимать, что российским компаниям пока нет смысла уходить от углеводородов в пользу ВИЭ, как это делают некоторые западные аналоги. Во-первых, потребности РФ и мира в целом в нефти как минимум 10 — 15 лет будут оставаться на уровнях, близких к текущим. Во-вторых, снижение инвестиций ряда компаний в разведку и добычу может открыть дополнительные возможности для компаний из России, у которых на данный момент достаточно свободных мощностей. В такой ситуации можно ожидать, что российские нефтяники будут постепенно снижать углеродный след от имеющегося бизнеса, а также развивать смежные направления, которые в долгосрочном периоде будут более востребованы. Например, многие компании интересуются производством голубого водорода, спрос на который может резко вырасти в ближайшие 30 лет, если человечество пойдет по сценарию устойчивого развития.
Высшая школа экономики и ТюмГУ подписали соглашение, которое предусматривает создание магистерской программы двух дипломов «Управление низкоуглеродным развитием». Это первая в России образовательная программа в области климатической политики, углеродного цикла и практик низкоуглеродного развития. Подписание соглашения прошло в рамках открытия карбонового полигона Тюменской области на биостанции ТюмГУ на озере Кучак (в ближайшее время карбоновые полигоны откроют еще в шести субъектах РФ). Магистерская программа «Управление низкоуглеродным развитием» будет создана на базе факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ и Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO). Цель программы — подготовка специалистов в области корпоративных климатических стратегий и государственной климатической политики, управления углеродным следом и углеродным циклом, реализации климатических проектов, научных исследований в данной сфере. Программа стартует осенью 2022 года.
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
08.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024
19.03.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
08.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024
19.03.2024