АЦ "Эксперт" приступил к подготовке Рейтинга публикационной активности российских вузов - 2024
19.03.2024
Пандемия заставила компании всего мира экстренно пересмотреть бизнес-процессы. Сегодня деловые круги бурно обсуждают, какие практики, введенные в период карантина, будут перенесены в постковидную реальность. Сеть аудиторско-консалтинговых фирм PwC провела исследование перспектив развития бизнеса и влияния на него пандемии COVID-19 в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Результаты мы обсуждаем с руководителем регионального развития PwC в России, управляющим партнером офиса PwC в Екатеринбурге Максимом Мациборко.
— Максим, на какую аудиторию опиралась PwC в исследовании?
— Исследование нацелено на изучение того, как бизнес адаптируется к новой реальности. В июне — июле 2020 года был проведен опрос руководителей крупнейших компаний мира — это более 600 респондентов из 67 стран. Респонденты — руководители частных и публичных компаний, малых и средних предприятий, а также компаний с оборотом выше 1 млрд долларов США, из 67 стран и регионов, включая Западную Европу (42% опрошенных), Северную Америку (7%), Ближний Восток (3%).
— О каких трудностях говорят руководители компаний в период вспышки вируса?
— Из-за пандемии COVID-19 лидеры бизнеса по всему миру столкнулись с рядом проблем, требующих немедленных решений. Нарастающий мировой кризис в области здравоохранения диктовал новые условия: безопасность сотрудников и клиентов, поиск альтернативных источников финансирования, адаптация к изменениям потребительского поведения. Многим пришлось разрабатывать экстренный план, позволяющий остаться на плаву. С одной стороны, часто приходилось принимать поспешные решения, чтобы найти выход из сложной ситуации. С другой — кризис многому научил руководителей, открыл новые перспективы, которые раньше казались управленцам невозможными. Текущие реалии подтолкнули бизнес-лидеров к пересмотру операционных моделей и изменению долгосрочных стратегий развития.
— Как можно оценить готовность бизнес-лидеров к ответам на новые вызовы в управлении компаниями?
— Во время карантина компании массово были вынуждены перевести часть сотрудников на удаленный режим работы. Большинство руководителей считают, что это изменение останется с нами надолго: 78% полагают, что бизнес вряд ли вернется к работе в офисе в прежнем объеме даже после пандемии. Чтобы поддержать оперативную деятельность в условиях ограничений, многим компаниям пришлось быстро реализовать проекты в области цифровизации. И сейчас 76% опрошенных рассматривают ускорение автоматизации в качестве долгосрочного тренда. Безусловно, это приведет к снижению численности сотрудников в офисах: так считает 61% респондентов. В целом 61% опрошенных уверены, что в будущем бизнес-модель их компании будет более цифровой, — это изменение, которое только ускорилось в результате пандемии.
— С какими рисками и ограничениями могут столкнуться компании при реализации новых бизнес-стратегий?
— В краткосрочной перспективе это экономические последствия всеобщего карантина: острый недостаток финансовых ресурсов на восстановление цепочек поставок, на поддержание уровня заработной платы и сохранение рабочих мест, зависимость от мер финансовой поддержки государств для малых и средних предприятий. В долгосрочной перспективе могут быть политические, религиозные и культурные ограничения. Например, участники опроса отмечают, что в некоторых странах важность очного общения для ведения бизнеса сохраняет приоритет. Российские исследования потребительского поведения показывают, что офлайн-шопинг будет также распространен и после отмены ограничительных мер: 54% респондентов ответили, что обязательно продолжат покупки в магазинах после пандемии. В целом в мире, по данным некоторых исследований, доля проголосовавших за эту модель потребления составляет только 14%. Именно поэтому придется учитывать культурные и национальные особенности при реализации бизнес-стратегий.
— Какое влияние, по мнению участников исследования, пандемия оказала на расстановку приоритетов в бизнес-стратегиях компаний?
— Более 60% опрошенных отметили, что пандемия выдвинула на передний план необходимость перехода к цифровой, виртуальной модели бизнеса. Руководители компаний планируют в ближайшее время автоматизировать ключевые бизнес-процессы и расширить предложение товаров и услуг через каналы электронной коммерции. Многие респонденты также планируют сконцентрироваться на создании более гибкой рабочей среды (41%), переводя сотрудников на удаленный режим либо привлекая временных работников.
— Каков прогноз динамики доходов компаний?
— Руководители компаний осторожны в прогнозах относительно перспектив роста доходов в будущем году (45% — «не вполне уверены», 15% — «абсолютно уверены»). 65% опрошенных предсказывают снижение темпов мирового экономического роста. Состояние мировой экономики вызывает наибольшее беспокойство в странах Африки, Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.
— Какие факторы, по ожиданиям, будут влиять на операционную эффективность?
— Согласно полученным ответам, вопросы развития цифровой инфраструктуры, внедрения гибкого рабочего графика и сохранения благополучия сотрудников станут основными на заседаниях советов директоров и окажут значительное воздействие на бизнес-операции, обеспечивая рост бизнеса как в следующие 12 месяцев, так и в будущем. 58% руководителей заявили, что обеспечение безопасности цепочки поставок останется одним из приоритетов. Это будет способствовать росту инвестиций в технологии, позволяющие отслеживать продукцию от производства до доставки и обеспечивающие бесперебойность в коммуникациях заказчиков и поставщиков во время кризиса.
Респонденты также считают, что пандемия повысила значимость персонала. Меры поддержки работников в этот период предусматривали защиту здоровья и безопасности (92%), обеспечение благополучия (61%) и финансовую поддержку (24%). 42% участников опроса сделали взносы в общественные организации, а почти треть (32%) сократили собственное вознаграждение. Руководители компаний, которым удалось максимально сохранить персонал (36%) и принять меры по защите здоровья и безопасности сотрудников (92%), считают, что это положительно повлияет на долгосрочную репутацию их организации.
— Какие внешние вызовы, риски и ограничения видят участники исследования?
— В 2017 году наши международные эксперты определили пять глобальных вызовов для человечества — они получили название «система ADAPT». Компоненты системы: A — Assymetry (ассиметрия) — растущая разница в уровнях благосостояния; D — Disruption — технологическая и климатическая дестабилизация; A — Age (возраст) — демографические вызовы; P — Polarization — поляризация внутри стран и между странами; T — Trust — падение уровня доверия к институтам власти. По мнению наших коллег, эти вызовы сформируют новый мир к 2025 году. Однако уже 2020 год показал, что пандемия COVID-19 значительно усугубила эти проблемы и выявила необходимость более быстрого реагирования на вызовы ADAPT.
— Как участники опроса оценивают эффективность государственных программ поддержки экономики в пандемию и ожидают ли дальнейшего их расширения?
— Респонденты не ожидают, что государства расширят программы поддержки. Большинство из них (57%) полагают, что государственное вмешательство было временным явлением, даже несмотря на имеющуюся у правительств возможность использовать эту поддержку для восстановления экономики и бизнеса после кризиса. Менее одного из трех респондентов (30%) считает, что государственная поддержка будет устойчивой. Каждый пятый респондент сказал, что отказался от государственной поддержки своего бизнеса во время пандемии.
— Какие элементы станут основой долгосрочных бизнес-стратегий компаний?
— Судя по результатам опроса, бизнес-лидеры намерены одновременно поддерживать текущую деятельность компаний и фундаментально заниматься переосмыслением стратегии на будущее. Это необходимо, чтобы быть готовыми к перестройке бизнеса в совершенно новых для мира условиях. При разработке этих долгосрочных стратегий придется принимать во внимание и множество внешних факторов, в частности, изменение климата и геополитической обстановки. Мы в последние десятилетия живем в условиях глобализации. Но сейчас каждые двое из пяти руководителей (39%) считают, что в будущем произойдет долговременный сдвиг приоритетов в сторону ведения деятельности внутри стран с опорой на собственные силы.
ПАРТНЕР ПРОЕКТА
19.03.2024
19.03.2024
16.10.2023
21.08.2023
15.05.2023
20.02.2023
03.02.2023
17.08.2022
18.07.2022
04.07.2022
25.04.2022
21.02.2022
15.02.2022
15.12.2021
12.11.2021
22.09.2021
16.09.2021
16.08.2021
28.07.2021
15.04.2021
15.03.2021
12.03.2021
19.03.2024
19.03.2024
16.10.2023
21.08.2023
15.05.2023
20.02.2023
03.02.2023
17.08.2022
18.07.2022
04.07.2022
25.04.2022
21.02.2022
15.02.2022
15.12.2021
12.11.2021
22.09.2021
16.09.2021
16.08.2021
28.07.2021
15.04.2021
15.03.2021
12.03.2021