АЦ "Эксперт" совместно с журналом "Эксперт" опубликовал Рейтинг социально ответственных девелоперов России 2024
26.11.2024
Аналитический центр «Эксперт» совместно с Институтом экономики и управления УрФУ по заказу министерства инвестиций и развития Свердловской области и Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства провел первый Мониторинг инвестиционного климата Свердловской области («Инвестбарометр»). Исследование оценивает готовность субъектов малого и среднего бизнеса к вложениям, основные направления и ограничения для этой деятельности. Результаты позволят адресно настроить инструменты господдержки на территории региона.
Исследованием охвачено 600 субъектов МСП, отобранных по отраслевому и территориальному признакам. Акцент сделан на малый и средний бизнес. Мы не включили в выборку микробизнес и крупные компании: эти группы развиваются по особой логике. Выделили несколько подгрупп, на которые, по нашему мнению, следует обратить особое внимание при формировании планов развития экономики региона. Во-первых, это компании-экспортеры: такие субъекты МСП вынуждены конкурировать на внешних рынках, они более динамичны. Во-вторых, «газели»: компании, которые могут расти высокими темпами длительное время, причем иногда вопреки рынку. Они развиваются за счет идей, новых технологий, качества товаров и услуг и способны кардинально изменить лицо региона, а то и страны. В-третьих, высокотехнологичные компании. Мы также обращали внимание на то, как ведут себя представители креативной индустрии. К этой подгруппе мы относим компании, которые занимаются научными разработками в разных областях, издательской деятельностью, медиа, а также производством программного обеспечения.
Ожидания изменения экономической ситуации
Условия ведения бизнеса в российских территориях сильно различаются, поэтому мы выделили пять фокусных групп городов Свердловской области. Бизнес Екатеринбурга развивается по особой траектории. Ближайшие к нему города типа Верхней Пышмы и Ревды, периферия Екатеринбургской агломерации (где расположены основные индустриальные мощности региональной промышленности) функционируют в другой логике: здесь высок уровень развития рынка труда, есть доступ к инфраструктуре, но иной характер спроса. Совершенно другая среда развития предпринимательства в моногородах: они сейчас получают дополнительное финансирование из федерального бюджета по разным каналам. Последнюю подгруппу составили все остальные города.
Первый срез настроений, требующий, по нашему мнению, анализа, — оценка будущего экономического развития страны. В этом наиболее критичны компании, ведущие бизнес в сфере транспорта и креативной экономики. Самые большие оптимисты — моногорода. Вероятно, это связано с тем, что к ним в последние годы приковано много внимания, там с разной степенью эффективности реализованы программы поддержки.
В отношении динамики собственной выручки настроения представлены широким спектром. Больше всего уверенности демонстрируют представители АПК, креативной индустрии и производственные компании. В транспортной отрасли и строительном секторе оптимизма меньше всего. При этом наши целевые группы — экспортеры, «газели» и высокотехнологичные компании — оценивают ключевые показатели бизнеса более позитивно, чем бизнес в целом. Больше проблем участники исследования видят в формировании прибыли. Здесь чуть лучше ожидания у высокотехнологичных компаний и экспортеров.
Отдельный срез анализа посвящен инвестиционному вектору предпринимательства. Как оказалось, 75% опрошенных ведут довольно активную инвестиционную политику. Стратегии разные. Так, 46% инвестировали в повышение квалификации персонала, здесь наиболее активны компании сектора услуг и строительной отрасли. 43% опрошенных расширяют мощности: приобретают новое оборудование для увеличения объемов производства; 7% — оборудование для выпуска новой линейки продукции. Более активны здесь экспортеры: 30% респондентов этой группы закупили новое оборудование и технологии для выпуска товаров и услуг, ранее компанией не производившихся.
В некоторых случаях целесообразно модернизировать действующие мощности, и этой стратегии придерживаются 40% опрошенных. Наиболее активно занимается заменой изношенной техники и оборудования периферия Екатеринбургской агломерации: здесь 54,5% респондентов вложились в обновление фондов. Десятая часть нашей выборки посчитала целесообразным приобретение новых производственных и офисных площадей.
Заметно также стремление малого и среднего бизнеса снижать издержки и повышать эффективность: 27% вкладывают ресурсы в автоматизацию бизнес-процессов и применение цифровых технологий. Наиболее активны здесь моногорода (возможно, это связано с тем, что пик автоматизации в Екатеринбурге прошел несколько раньше).
На уровне государственной политики поддержка малого и среднего бизнеса в России в приоритете много лет, особенно в последний год выделяемые в рамках национального проекта ресурсы стали восприниматься не как символические, а как ощутимые. Как показал отдельный срез нашего анализа, большинство предпринимателей сейчас гораздо лучше информированы о возможностях развития за счет инструментов господдержки: 80% опрошенных знают о государственных программах. Наиболее востребованы финансовые инструменты: льготные займы на развитие бизнеса, субсидии по банковским кредитам для приобретения техники и оборудования, а также поручительства и гарантии.
Приоритеты у фокусных групп разные. Для транспортников и креативных индустрий критично важен госзаказ. Экспортеры ожидаемо больше других заинтересованы в инструментах продвижения продукции на других рынках, им нужна компенсация участия в международных выставках и бизнес-миссиях. Малый бизнес заинтересован в инфраструктурной поддержке, в частности в наличии готовых площадей в бизнес-инкубаторах и технопарках, средний ждет помощи в коммерциализации технологий. Максимальный запрос на консультационные формы поддержки зафиксирован на периферии Екатеринбургской агломерации.
Оценка доступности мер государственной поддержки — 3,35 по пятибалльной шкале. При этом участники опроса довольно высоко оценили инструменты господдержки по такому критерию, как «условия и требования для получения государственной поддержки». По параметрам «простота процесса получения государственной поддержки» и «размер государственной поддержки» оценки также положительные, хотя и несколько ниже.
Как известно, на уровне государственной политики введен пакет мер, связанных с льготным налогообложением малого и среднего бизнеса. Правда, большинство респондентов не рассматривают специальный налоговый режим (УСН) как налоговую льготу. Лучше других о таких возможностях информированы предприниматели моногородов: 76% компаний, расположенных на территории моногородов, заявили об использовании УСН, что существенно выше среднего по выборке значения в 58%. И это тоже эффект вложений в разные программы поддержки таких муниципальных образований.
Развитие за счет заемного капитала считается закономерной и естественной составляющей бизнес-процесса. Именно поэтому доступность внешнего финансирования рассчитывается в любых исследованиях, замеряющих сектор МСП. Между тем многие исследования банковского кредитования показывают, что значительная часть малого и среднего бизнеса в России редко реализует модель роста за счет заемных средств. В частности, замер «Опоры России» во втором квартале этого года выдал следующие результаты: половина опрошенных заявили об отсутствии потребности в заемном финансировании, 6% малого и 2% среднего бизнеса уверены в низкой вероятности получения кредита, и только 18% и 20% соответственно обращались в банки и получили кредит. Результаты нашего опроса коррелируют с этими выводами: около 50% компаний говорят о том, что не нуждаются в дополнительном финансировании, 13% малого бизнеса и 12% среднего не верят в вероятность одобрения их заявки в банке, и только 15 — 16% респондентов получали банковские кредиты. Оценка доступности кредитования, как правило, обусловлена результатом: у тех, кто обращался за кредитом, но не смог его получить, она существенно занижена. Наиболее проблемные моменты — величина процентной ставки и залог (его размер и тип). Требования банков к обеспечению кредита все жестче, что становится барьером для предпринимателей. В целом 80% компаний не используют заемный капитал для роста. И этот вывод требует осмысления.
Из всей выборки в 600 компаний 12% поставляют продукцию на другие географические рынки, еще 12% собираются это делать. Поэтому мы посчитали целесообразным сфокусироваться на анализе перспектив экспортной деятельности. Почти четверть действующих и потенциальных экспортеров сконцентрированы в обрабатывающих производствах, что отражает профиль экономики региона. При этом довольно высока и доля компаний-экспортеров, которые мы отнесли к группе креативных.
Чтобы найти нужные инструменты поддержки этой группы, нам кажется важным изучить неудачный опыт. Есть маленькая группа компаний, которая прекратила экспортные поставки. И практически половина в качестве причины указывает на сложную и дорогую логистику внутри страны. Второй распространенный ответ связан с конъюнктурой, в частности со снижением спроса на продукцию за рубежом, но здесь очевидно сказывается общее торможение мировой торговли. В 23% случаев причиной свертывания внешней торговли послужил недостаток финансовых ресурсов компании.
Еще одна фокусная группа компаний с высоким экспортным потенциалом — «газели» — также сконцентрирована в основном в обрабатывающих отраслях. Для их бизнес-модели характерно осторожное отношение к заемным ресурсам: 96% инвестиций этой группы бизнеса — исключительно собственные средства. И это компании-лидеры.
Итак, выводы. Мы видим относительно позитивную оценку перспектив собственного бизнеса малыми и средними предприятиями Среднего Урала. Они уверены в динамике выручки, считают, что цена на их продукт и число клиентов будут расти. Появился эффект от реализации программ в рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»: более 30% респондентов при обращении получили продукты и услуги в рамках госпрограмм, в целом условия, простоту доступа и размер господдержки компании оценивают положительно.
Ключевым барьером в отношении перспектив развития бизнеса компании видят любые угрозы стабильности условий ведения бизнеса в стране, что безусловно влияет на возможность прогнозировать результаты собственной производственной и маркетинговой стратегии. Отрадно, что административные барьеры вызывают все меньше беспокойства. К неожиданным результатам исследования мы бы отнесли низкий уровень привлечения заемного капитала.
Представленное исследование станет базой для отслеживания изменений в настроениях бизнеса. Динамика, которую через год покажут управляемые (в зоне контроля органов власти) факторы, даст основания для уточнения сценария работы и подходов к поддержке предпринимательства — потребуется развитие инструментов или их пересмотр.
Дополнительные материалы:
Методология исследования Формирование выборочной совокупности По данным единого реестра субъектов МСП, на 10 июня 2019 года на территории Свердловской области насчитывалось 7206 малых и 611 средних компаний. Таким образом, объем выборочной совокупности составил 380 малых компаний и 220 средних предприятий (при доверительной вероятности 95% и доверительном интервале ±5%). Критерии отнесения к МСП В соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлением правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265: — малые предприятия (без микро): от 16 до 100 сотрудников, годовой оборот до 800 млн рублей; — средние предприятия: от 101 до 250 сотрудников, годовой оборот до 2 млрд рублей. Цель исследования — оценка текущего состояния, проблем и перспектив инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области. Блоки вопросов 1. Профиль компании (территория размещения, вид деятельности, время работы на рынке и т.п.). 2. Оценка экономической ситуации, ожидания и планы компании. 3. Оценка мер государственной поддержки. 4. Оценка финансовых ресурсов. Фокус исследования: • быстрорастущие компании-«газели» (среднегодовой темп роста выручки за пять последних лет для малых компаний — не менее 20%, для средних— не менее 15%); • высокотехнологичные компании (см. приказ Росстата от 15.12.2017 № 832 (ред. от 17.01.2019) «Об утверждении Методики расчета показателей “Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте” и “Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации”»); • экспортеры. Метод исследования — телефонный опрос. Статус респондента — генеральный или исполнительный директор, его заместители; финансовый или коммерческий директор; владелец или собственник предприятия. |
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
08.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
08.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024