АНЦЭА

Карта интернационализации бизнес-школ России и СНГ – 2022

21.06.2022 · Бизнес-образование

Битва за корону мирового признания

Бизнес-школы СНГ совершили прорыв в улучшении видимости на глобальном рынке. Российские участники рынка не спешат делать выводы из-за изменения геополитических факторов, но альтернативы просчитывают

Аналитический центр «Эксперт» завершил шестую волну исследования интернационализации бизнес-школ школ. В этом проекте мы уже несколько лет определяем видимость бизнес-школ России и стран СНГ за пределами РФ. За основу мы берем три ключевых критерия (см. «Методология»): наиболее престижные независимые внешние оценки (международные аккредитации, рейтинги), уровень исследований в области менеджмента и партнерские проекты с мировыми лидерами. 

Долгожданная коронация

В прошлом году российские бизнес-школы продемонстрировали внушительные сдвиги в части аккредитаций. Получение в ноябре 2021 года Высшей школой менеджмента СПбГУ аккредитации AACSB можно отнести к разряду эпохальных событий в истории российского рынка бизнес-образования. До этого у ВШМ СПбГУ уже были аккредитации AMBA и EQUIS. Таким образом, эта бизнес-школа первой в СНГ вошла в элитный клуб участников рынка, имеющих «тройную корону» аккредитаций. «Аудиторов впечатлил красивый кампус и наши высокотехнологичные гибридные аудитории. Но это только внешняя сторона, — отмечает заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова. —  Аудиторы оценили наш ежедневный кропотливый труд по совершенствованию программ, преподавания и учебных сервисов.  AACSB мы готовились получать дольше всего. В этой аккредитации аудиторы ещё более глубоко, чем EQUIS или AMBA, погружаются в суть операционных вопросов, оценивают связь ежедневной деятельности и показателей эффективности со стратегией и миссией бизнес-школы». 

Другое знаменательное событие прошлого года — факультет бизнеса им. Бэнга Университета КИМЭП (Алматы, Казахстан) получил первую программную аккредитацию EFMD (ранее EPAS) в СНГ за пределами России. «Университет КИМЭП стал первым аккредитованным учреждением в Центральной Азии, — отмечает исполняющий обязанности декана Факультета бизнеса д-р Неджат Чапар. — Мы рассматриваем эту аккредитацию как возможность подтвердить качество образования, это наше обязательство и впредь работать над совершенствованием программ для соответствия лучшим современным образцам. Кроме того, для нас это путь к международному сотрудничеству с ведущими бизнес-школами мира. Особенно эффективным это сотрудничество будет в таких сферах, как программы академического обмена для студентов и преподавателей».

Отметилась новыми аккредитациями и московская Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). Три ее программы получили аккредитацию EFMD: две бакалаврские программы Высшей школы бизнеса и англоязычная магистратура Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Ранее в ВШЭ эту аккредитацию имел лишь санкт-петербургский кампус.

За прошлый год на нашей Карте интернационализации произошли и потери. Во-первых, её покинула белорусская бизнес-школа ИПМ, имевшая аккредитацию CEEMAN: эта школа, существовавшая с 1993 года, была расформирована Мингорисполкомом в июле 2021 года. Во-вторых, закончился срок действия аккредитации AMBA у Международного института менеджмента ЛИНК.

Таким образом, аккредитационный ландшафт СНГ заметно изменился. Сейчас институциональную AACSB имеют Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и Высшая школа менеджмента СПбГУ, а программную аккредитацию AMBA имеют сразу 13 российских бизнес-школ и одна казахстанская. Ещё две аккредитации проводит Европейский фонд развития менеджмента (EFMD): институциональную EQUIS имеют ВШМ СПбГУ и «Сколково», а программная аккредитация EFMD теперь есть сразу у пяти бизнес-школ:  у Института  экономики и управления УрФУ (университет  еще в  прошлом году первым в СНГ получил пятилетнюю аккредитацию), Школы экономики и менеджмента ВШЭ СПб, Высшей  школы бизнеса ВШЭ Москва, Института  статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Москва и факультета бизнеса им. Бэнга Университета КИМЭП Алматы. Эти аккредитации относятся к числу наиболее престижных аккредитаций «первого уровня».

Изменение геополитических условий и санкционное давление остановят позитивный тренд улучшения видимости российских участников рынка бизнес-образования.  В марте 2022 года AACSB, EFMD и AMBA выступили с совместным заявлением о приостановке всей деятельности по членству российских организаций, а также всех аккредитационных и реаккредитационных процессов. Так что в ближайшее время мы вряд ли увидим новые аккредитованные российские бизнес-школы.

Однако проректор и директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент Российской Ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергей Мясоедов не считает это катастрофой для рынка бизнес-образования. «Надо понимать, что аккредитация — это не цель, а средство для выстраивания отношений с лучшими бизнес-школами в других странах. Тем более, что полученные ранее российскими бизнес-школами аккредитации продолжают действовать, это означает, что их обладатели остаются бизнес-школами мирового уровня. Это дает нам наряду с надеждой на возобновление сотрудничества с европейскими и американскими бизнес-школами в ближайшем будущем - уникальную возможность выхода на широкомасштабное сотрудничество с ведущими бизнес-школами планеты, расположенными в дружественных регионах мира».

Движение по строчкам

Второй срез, который мы анализируем при замерах видимости бизнес-школ в глобальном пространстве, — их продвижение в предметных рейтингах по бизнесу и менеджменту. В прошлогоднем исследовании университеты СНГ продемонстрировали существенный прирост по этому показателю, в этом же году динамика вялая. Единственным университетом, продвинувшимся в обоих крупнейших рейтингах (QS «Бизнес и менеджмент» и THE «Бизнес и экономика») является УрФУ. Впервые в ТОП-500 предметных рейтингов по менеджменту попал университет Казахстана— Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби (Алматы).

Следует принять во внимание тот факт, что предметный рейтинг THE вышел в октябре 2021 года, а предметный рейтинг QS — в апреле 2022 года. Основные компоненты этих рейтингов базируются на цитированиях, полученными публикациями университета в соответствующих предметных областях, а также результатах опросов ученых (преимущественно зарубежных) и работодателей, которые проводятся задолго до публикации рейтингов. Таким образом, в этих рейтингах едва ли могли отразиться последние геополитические события.

При анализе мы также обращаем внимание на специализированные рейтинги бизнес-школ от Financial Times. В рейтинг европейских бизнес-школ 2021 года вошли все три российские бизнес-школы с институциональными международными аккредитациями (AACSB или EQUIS): Московская школа управления СКОЛКОВО (49 место), Высшая школа менеджмента СПбГУ (57 место) и Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (58 место). Годом ранее программы ряда российских бизнес-школ также впервые вошли в мировой ТОП-100 «Executive MBA Ranking» (программ для управленцев высшего звена с опытом работы не менее 10 лет). Тогда ИБДА РАНХиГС сразу прорвался на 52 место, а ВШМ СПбГУ заняла 93 место. В текущем рейтинге 2021 года ИБДА РАНХиГС поднялся на 44 место, а 58 место заняла Московская школа управления СКОЛКОВО.

Постатейный счет

Ещё одним важным критерием международной видимости бизнес-школ мы традиционно считаем число их публикаций в ведущих международных журналах. В сфере бизнеса и менеджмента такими журналами могут считаться входящие в рейтинг ABDC, который присваивает журналам оценку от C (минимальная оценка) до A* (максимальная оценка). В этом исследовании в публикационном рейтинге бизнес-школ было принято решение учитывать только публикации в наиболее качественных журналах (с рейтингом B и выше), так как в первую очередь они являются видимыми для международного сообщества.

Московская и Петербургская Высшая школа экономики заняли первое и третье место по этому показателю. Кроме того, заметный прогресс демонстрируют УрФУ, Назарбаев Университет (Казахстан) и МГИМО. Ещё три университета впервые преодолели порог в 25 публикаций из рейтинга ABDC за последние три года: Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Азербайджанский государственный экономический университет (Баку, Азербайджан) и Университет Лобачевского (Нижний Новгород). Это позволило им впервые попасть на Карту интернационализации, Университет имени Аль-Фараби параллельно попал на неё и по критерию вхождения в ТОП-500 предметного рейтинга по менеджменту.

Под прицелом санкций

На динамике публикационной активности российских бизнес-школ в международных журналах геополитические события тоже отразятся негативно. Во-первых, существует риск того, что отдельные (в первую очередь, зарубежные) результативные исследователи покинут российские бизнес-школы. Во-вторых, могут быть прекращены или заморожены плодотворные научные партнерства с ведущими зарубежными университетами. В-третьих, некоторые исследователи уже сталкиваются с отказами зарубежных журналов в публикации по причине их российской аффилиации, правда, пока такие случаи носят единичный характер. Первый проректор Высшей школы экономики Валерий Катькало, впрочем, считает, что пока прошло еще слишком мало времени, чтобы делать однозначные  выводы о тенденциях публикационной активности российских бизнес-школ: «Срок 3 месяца (март-май 2022) очень незначителен для каких-либо суждений о динамике публикаций в научных журналах ввиду гораздо более длительных циклов рецензирования и доработок текстов статей».

— При этом очень важно в любой ситуации продолжать развивать в российских бизнес-школах изучение актуальных вопросов менеджмента с использованием передовых методов исследований, поскольку в современном мире способность создавать новые знания является отличительной профессиональной чертой ведущих школ бизнеса, — считает Валерий Катькало.

Нам не по пути

Текущий статус многих партнерств российских бизнес-школ является неопределенным, хотя некоторые зарубежные бизнес-школы уже заняли вполне четкую позицию, прислав письма о прекращении или заморозке такого формата взаимодействия.  Очевидно, что это тоже заметно повлияет на видимость российских участников Карты: 71% всех партнерств российских бизнес-школ заключены с представителями стран, вошедших в список недружественных. Если брать только партнерства с бизнес-школами, имеющими аккредитации первого уровня, то эта доля будет ещё выше (78%). В двадцатке стран с наибольшим числом аккредитованных зарубежных партнеров бизнес-школ СНГ есть лишь 3 страны, не входящие в список недружественных для России: Китай, Индия, и Турция. Но при этом Китай вместе с Гонконгом уверенно занимает третье место по числу партнеров, уступая лишь США и Франции. Более двух аккредитованных школ-партнеров находятся также в Таиланде, Мексике, ЮАР, Бразилии и ОАЭ.

Поэтому, по мнению Сергея Мясоедова, российскому бизнес-образованию необходимо формировать партнерские отношения и образовательные альянсы с лучшими бизнес-школами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока: «Кстати, в числе бизнес-школ этих регионов примерно три десятка имеют «тройную корону». В фокусе внимания должны, конечно, также находиться страны ЕврАзЭс», — отмечает он. 

В целом по этому параметру движение на карте интернационализации в 2021 году было довольно активным. За прошедший год бизнес-школы стран СНГ заключили более 75 новых соглашений о партнерстве с зарубежными школами, правда, большинство из них были заключены до февраля 2022 года. При этом 27 соглашений подписаны с теми, кто имеет аккредитации «первого уровня», в этом списке оказался и первый аккредитованный партнер из Исландии. В лидерах по числу новых партнерств, как и год назад, находятся Франция и США. Расширялось также партнерство с ведущими бизнес-школами ЮАР, имеющими «тройную корону» аккредитаций.  Соглашения с этими участниками рынка имеют уже пять российских бизнес-школ. Заключены также новые партнерства с аккредитованными бизнес-школами Китая, Турции, Индии, Уругвая, Мексики и ОАЭ.

— В текущем семестре продолжают действовать программы двойного диплома, — рассказывает про статус программ обмена и двойных дипломов академический директор Института экономики и управления УрФУ Жанна Беляева. — Сейчас идет активная подготовка к защите дипломов наших французских студентов по этой программе. Наши студенты аккредитованной EFMD программы «Мировая экономика и международный бизнес» заканчивают семестр в таких странах, как Португалия, Болгария, Германия, Франция, Хорватия, Италия, Южная Корея и других. Иностранные студенты англоязычных программ магистратуры учатся преимущественно очно. По-прежнему поступают активные запросы от иностранных студентов, хотя рынки образования меняются».

По данным бизнес-школ, по прекращенным или замороженным партнерствам лидирует Франция: 24 бизнес-школы из 77 за прошедший год прекратили сотрудничество хотя бы с одной бизнес-школой из России. Затем идут Германия (17 из 85) и Испания (16 из 38). В процентном же соотношении лидером отдаления является Чехия: в 5 из 8 школ было сокращено сотрудничество с российскими коллегами, в Швеции – в 4 школах из 8.  Важно подчеркнуть, не каждое прекращенное партнерство обусловлено геополитической ситуацией, так как по разным причинам партнерства завершаются ежегодно с бизнес-школами всех регионов.

За прошедший год количество программ двойных дипломов увеличилось для многих российских бизнес-школ, хотя сейчас и стоит держать в уме неопределенный статус многих из них. При этом добавленный в эту волну исследования Институт экономики и предпринимательства Университета Лобачевского (Нижний Новгород) сразу попал в десятку бизнес-школ по числу зарубежных партнеров с программами двойных дипломов.

Будущее в тумане

В страновом разрезе обращает на себя внимание уверенная траектория движения по мировой карте казахстанских бизнес-школ: КИМЭП первым в Центральной Азии получил аккредитацию EFMD, Университет Аль-Фараби впервые вошёл в ТОП-500 предметного рейтинга QS по менеджменту, а Назарбаев Университет вошёл в пятёрку университетов стран СНГ по публикационной активности в сфере менеджмента. Всего на Карту интернационализации бизнес-школ СНГ сейчас добавлено 5 школ из Казахстана: 4 из Алматы и 1 из Нурсултана. Вероятно, прогресс казахстанских бизнес-школ продолжится, тем более что им не грозит столкнуться со сложностями и ограничениями, которые появились для российских участников рынка бизнес-образования. Есть определённые перспективы и у Азербайджана: в прошлом году на Карте появился АДА Университет, а в этом году к нему присоединился Азербайджанский государственный экономический университет, оба преодолели необходимый порог числа публикаций. Постепенно приближаются к международной видимости и бизнес-школы Армении.

Геополитика, безусловно, окажет негативное влияние на процесс интернационализации   российских бизнес-школ. Тем не менее Валерий Катькало считает, что ведущим российских бизнес-школам имеет смысл продолжать инвестировать в достижение и поддержание соответствия стандартам качества образования международных аккредитаций «первого уровня». Сергей Мясоедов предлагает обсудить и другие варианты: «РАБО и НАСДОБР (Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования – «Эксперт») вместе с Ассоциациями дружественных России регионов мира могут подумать о совместной разработке и взаимном признании новой системы международной оценки качества бизнес-образования. Эта модель должна будет в полной мере учитывать специфику деловой среды высокодинамичных регионов, особенности их ценностной системы и ментальности бизнеса, опыт региональных бизнес-школ мирового уровня. Задел для начала такого сотрудничества в России и ряде регионов мира имеется».

По нашему мнению, бизнес-школам не стоит прерывать и дистанционное обучение: иностранные студенты могут присоединиться к онлайн-курсам. Тем более, что тренд развития онлайн-магистратур, наметившийся во время пандемии, продолжается: в 2021 году онлайн-программы Высшей школы экономики вошли в число самых популярных программ магистратуры. Продолжают совершенствовать онлайн-магистратуры УрФУ и РАНХиГС, а недавно в этом сегменте появился РЭУ им. Плеханова.

Методологические принципы исследования

Под бизнес-школами мы понимаем: а) отдельные частные и государственные организации; б) структуры, являющиеся частью вузов.

Они реализуют базовые академические программы уровня бакалавриата и (или) магистратуры в области менеджмента (направления «Менеджмент», «Управление персоналом», «Инноватика») и (или) программы дополнительного бизнес-образования (MBA, EMBA, DBA). Исследование направлено на кластеризацию бизнес-школ в зависимости от их траекторий и уровня продвижения в глобальном пространстве.

При подготовке рейтинга использовались два типа критериев: базовые (их наличие необходимо для попадания в рассмотрение) и дополнительные (существенны при оценке уровня и перспектив продвижения бизнес-школ).

Источники информации: база данных Scopus; официальные сайты аккредитующих организаций и официальные сайты бизнес-школ; данные, предоставленные бизнес-школами.

География исследования: страны СНГ.

Базовые критерии:
— наличие одной или нескольких международных институциональных аккредитаций EQUIS, AACSB или CEEMAN;
— и (или) наличие одной или нескольких международных программных аккредитаций EPAS, AMBA;
— и (или) вхождение в топ-500 предметного рейтинга QS «Бизнес и менеджмент» или THE «Бизнес и экономика»;
— и (или) наличие не менее 25 публикаций по управленческой тематике в журналах списка ABDC (Аustralian Business Deans Council) в базе данных Scopus в период 2019–2021 годов (за исключением списка журналов, разработанного в рамках проекта «Рейтинг публикационной и изобретательской активности университетов России — 2020»). Использование в качестве базового ABDC Journal Quality List (актуализирован в декабре 2019 года) гарантирует, с одной стороны, приемлемый уровень качества публикаций, с другой — накладывает тематические ограничения (менеджмент, маркетинг и проч.). Количество публикаций определялось для организации в целом, а не для отдельной бизнес-школы.

Дополнительные критерии:
— развитие партнерств. Учитывались партнерства всех типов (обмен студентами, совместные исследования, совместные образовательные программы и проч.) с зарубежными бизнес-школами, имеющими по крайней мере одну аккредитацию первого уровня;
— программы двойного диплома. Учитывались программы двойного диплома с зарубежными бизнес-школами, имеющими по крайней мере одну аккредитацию первого уровня. Обязательное условие: по итогам программы выдаются диплом «домашней» бизнес-школы и диплом зарубежного партнера. Исключены из рассмотрения: программы по франшизе; программы, по результатам которых выдаются сертификаты; краткосрочные программы.

Критерии отнесения к уровням видимости бизнес-школ на международном рынке:
— международные бизнес-школы: наличие институциональной аккредитации первого уровня и одной из программных аккредитаций первого уровня;
— бизнес-школы, активно продвигающиеся на международном рынке: наличие одной аккредитации первого уровня и(ли) наличие не менее 150 публикаций, соответствующих методологии исследования и(ли) наличие не менее 50 публикаций рейтинга A* и A, соответствующих методологии исследования;
— бизнес-школы, видимые на международном рынке: от нуля до 150 публикаций, аккредитации первого уровня отсутствуют.

Анализ курсов на платформе «Открытое образование». К направлению «Менеджмент» относятся направления подготовки: 08.02.00, 38.03.00, 38.03.03, 38.04.03, 27.03.05, 27.00.00, 27.04.03, 38.04.02, 27.04.08, 27.03.03. К направлению «Экономика» —08.00.05, 38.00.00, 38.06.01, 27.04.07, 38.04.01, 38.03.01, 08.00.10, 38.04.08, 38.03.05, 38.04.05. К направлению «Анализ данных» — 01.03.05, 09.03.02, 01.03.02, 01.04.02, 09.03.03, 09.04.03.