АЦ «Эксперт» подготовил «Рейтинг устойчивого развития компаний России» по итогам 2023 года
23.12.2024
В первую пятницу августа отмечается Международный день пива, праздник согласно статьи в Википедии, не слишком старый, появился в 2007 году, не имеющий особых традиций. Но мы решили оттолкнутся от него, что бы взглянуть на региональные различия субъектов РФ в потреблении и производстве пива.
Пить пиво – традиция европейской культуры. Согласно отчета крупной японской пивоваренной компании Kirin Holdings Company в числе крупнейших потребителей пива на душу населения преобладают европейские страны, среди которых, странным образом, затесались три небольшие африканские страны, с преобладающим христианским населением. Кстати, христиане причащались пивом, в тех регионах, где не произрастал виноград, то есть во всех северных. (См. таблицу Страны-лидеры по потреблению пива на душу населения в 2020 году)
C большим отрывом лидирует Чехия, в лидерах не только традиционные пивные страны Австрия, Германия, но и их ближайшие соседи Польша, Румыния.
Из европейских стран в топ не попали страны, где традиционным напитком является вино – Франция, Италия, Португалия, Греция, хотя Испания переориентировалась на пиво.
Внутри списка есть корреляция с широтой – северные страны потребляют меньше пива, и с доходами, что наглядно демонстрируют страны бывшего СССР: Украина стоит ниже России, Молдова и Беларусь не попали в топ.
Мусульманские страны, отсутствуют. Буддистские страны не сильно отстают от христианских, тем более что крепкие напитки в южных широтах уступают пиву, которое в этих странах преимущественно низкоалкогольное светлое, здесь скорее сказывается различие в доходах
Потребление пива в России росло с ростом благосостояния. Приводим красивый график, позаимствованный на просторах интернета, к сожалению, не удалось найти ни автора, ни источник, но мы верифицировали данные по другим источникам, кроме советского периода. Пик пришелся на 2007 год, затем постепенно начали вводиться ограничения на торговлю – запрет продажи в ночное время, в киосках, на спортивных объектах, запрет рекламы, то есть пиво уравняли с другим алкоголем.
Мы столкнулись с такой проблемой: данные подушевого потребления пива из разных источников, во-первых частенько не соответствуют друг другу (причем. в некоторые годы совпадают), во-вторых, не равняются розничным продажам или производству (+ импорт) на душу. Поэтому будем соблюдать точность формулировок – не сравнивать потребление и розничные продажи на душу. Кроме того, мы будем делить производство и потребление не на все население, а лишь на взрослое, дабы исключить разницу в возрастной структуре, хотя основные потребители пива это мужчины от 25 до 45 лет.
По продажам лидируют индустриальные северные регионы, с высокими доходами, на юге традиционно пьют вино, на мусульманском Кавказе в целом меньше потребление спиртного, на Дальнем Востоке более молодое население. В столицах достаточно низкое потребление пива, видимо сразу по нескольким причинам. Более возрастного населения, например, средний возраст москвича 42 года, а жителя Дальнего Востока 37 лет, ХМАО 35, а средний по стране 40. Более обеспеченное население пьет более изысканные напитки (вино), отпуск проводит преимущественно за рубежом, а так же вообще меньше пьет и больше работает.
Розничные продажи алкоголя в пересчете на чистый спирт в целом повторяют продажи пива. Хотя стоит отметить, что в эти данные не попадают суррогаты, контрафактный и домашний алкоголь, доля которого в отличии от пива, велика. Поэтому абсолютные цифры занижены, но как индикатор использовать можно.
Можно прикинуть какова доля пива в потреблении алкоголя выходит, что в целом по стране порядка 40%, в северных регионах меньше, в южных больше. Понятно, что доставка пива в отдаленные уголки северных субъектов РФ дело дорогое проще везти водку или даже вино в цистернах, а разливать на местных предприятиях.
Производство пива сконцентрировано на крупных предприятиях, принадлежащих нескольким холдингам с зарубежными корнями. Бутылочное и баночное пиво везут в соседние регионы.
При помощи сайта Пивные пробки России мы посчитали количество и географию производителей бутылочного пива за последние 15 лет. Их оказалось 829. Из них к крупным производителям относятся 66, остальные средние (уровня региона) и малые (производители так называемого крафтового пива). Количество брендов говорит о том, на сколько много в регионе любителей напитков не из массового сегмента, более дорогих. Такие пивоварни в основном расположены в крупных городах.
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024