АЦ "Эксперт" опубликовал результаты Рейтинга индустриальных парков и особых экономических зон по итогам 2024 года
18.06.2025
17.06.2018 · Финансы
Банковская гарантия — один из способов снижения рисков и экономии оборотных средств в хозяйственной деятельности. 1 июня вступило в силу постановление правительства РФ, ужесточающее требование к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов. Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» проанализировали на основе статистики «вес» этой услуги в банковской деятельности и предложили участникам рынка и экспертам обсудить результаты исследования в ходе заочного круглого стола (см. рейтинг банков по величине портфеля гарантий).
— Банковская гарантия по природе своей является надежным инструментом обеспечения обязательств клиента перед третьими лицами по коммерческим сделкам, а также в рамках исполнения норм налогового и таможенного кодексов, — объясняет директор департамента торгового финансирования Росбанка Марианна Кузанова.
На российском рынке этот продукт используется преимущественно в сделках, связанных с выполнением заказов в рамках государственных контрактов. Основанием для применения служат два федеральных закона: 44-й, регулирующий госзакупки, и 223-й, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства: победитель конкурсов и тендеров обязан в течение пяти дней предоставить обеспечение контракта в виде денежных средств или банковской гарантии. По словам заместителя управляющего филиалом Абсолют Банка в Екатеринбурге Екатерины Богатовой, чаще всего менеджеры компаний выбирают второй способ: «Предприятию невыгодно отвлекать оборотные средства, когда их можно разместить под 6 — 7% годовых, и тем более невыгодно оформлять кредит по ставке выше 10%. Гарантия обходится существенно дешевле, 4 — 6% годовых от суммы обеспечения».
По мнению управляющего Западно-Сибирским филиалом банка «Открытие» Виталия Мосунова, спрос на продукт во многом формируется под влиянием растущего тренда участия бизнеса в исполнении заказов госорганов и крупных госкомпаний: «Предприниматели активно развивают деятельность в сегменте госзакупок, участие в аукционах и тендерах является для них каналом выхода на такого заказчика, как государственная или муниципальная структура, с высокими гарантиями исполнения обязательств по контрактам». Риски банков в данной конструкции действительно сводятся к минимуму: контракты оплачивает государство, которое жестко контролирует исполнителей обязательств.
Поле для работы банков расширяется: по итогам 2017 года количество закупок поставщиков в сегменте малого и среднего предпринимательства выросло более чем в два раза, с 2,1 до 5,6 трлн
рублей, в том числе в рамках 44-ФЗ оказано услуг на 2,3 трлн рублей, в рамках 223-ФЗ — на 3,3 трлн рублей. Статистика отражает рост спроса на услугу. По нашим расчетам, в 2002 — 2005 годах объем гарантий достигал 6 — 7% от объема корпоративных ссуд, доля гарантий в валюте (преимущественно перед иностранными контрагентами и таможней) — 70%. К 2015 году доля гарантий по отношению к ссудам увеличилась до 21%, затем случился спад, но уже в 2017 году мы зафиксировали прирост на 18%, что выше, чем прирост ссуд (4%). Доля валютной составляющей в гарантиях в настоящий момент около 30%.
Дефолтность гарантий по банковской отчетности 2017 года — всего 0,7%. Чуть выше показатель у отдельных банков.
В их числе в основном государственные (исключая Сбер) и квазигосбанки, взявшие на себя риски крупных проектов, — ВТБ, «Россия», «Российский капитал», Глобэкс. Кроме того, банки санируемые (можно предположить, что был соблазн заработать денег «из воздуха») и банки, активно наращивавшие портфель в прошлом.
Конкуренция в сегменте достаточно сильна еще и по причине низкой активности на кредитном рынке: «В условиях стагнации чистой процентной маржи банки стараются диверсифицировать источники доходов, в том числе за счет доходов от гарантий, несущих относительно невысокие риски», — обозначает факторы младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина.
Из статистики мы попытались вычленить банки, имеющие высокое отношение гарантий к активам (в расчет не брали квазигосбанки, обслуживающие крупные госконтракты, и дочки нерезидентов, так как в их балансах преобладают международные гарантии). По этому критерию самый высокий показатель оказался у Совкомбанка, связанного с ним Росевробанка, а также у «Восточного Экспресса». Доля Сбербанка в сегменте гарантий существенно ниже доли на рынке кредитования (26% против 37%).
Самое большое соотношение гарантий к ссудам оказалось у группы малых и средних московских банков (59%), следом за ними идут иностранные дочки 37%, региональные (26%), у госбанков это соотношение составляет 16%.
У любой услуги основная конкурентная составляющая — цена. «Стоимость выпуска гарантии определяется рейтингом клиента, его финансовым состоянием, наличием или отсутствием ликвидного обеспечения, параметрами конкретной гарантии, а также рыночными факторами», — формулирует условия ценообразования в сегменте гарантий Марианна Кузанова.
По словам Людмилы Кожекиной, стоимость гарантий варьируется в зависимости от размера, срока, цели и наличия обеспечения, а также качества принципала: «В среднем по рынку стоимость длинных гарантий (от одного года) на исполнение госконтракта составляет от 2% до 5% годовых. Стоимость коротких гарантий, например, на возврат аванса — 1 — 2%».
В последнее время существенной компонентой конкуренции в сегменте становится скорость, утверждает эксперт компании СКБ Контур Евгений Крымов:
— После публикации итогового протокола аукциона у победителя есть всего пять дней на то, чтобы подписать контракт со своей стороны и предоставить обеспечение контракта, то есть банковская гарантия нужна клиентам максимум за пять календарных дней. Учитывая эти условия, многие банки используют собственные онлайн-системы для обработки заявок. Это позволяет давать ответ по запросу в течение часа, а получение гарантии занимает примерно сутки. Ускорить процесс помогает банкам закон «Об электронной подписи», который облегчает работу с документами. Клиентам больше не нужно лично посещать банк, достаточно подписать скан-копии документов квалифицированной электронной подписью. Вторым ускорителем процесса стали системы скоринга и проверки клиентов. Банки интегрируют их с сервисом по выдаче гарантий, и информация из заявки клиента и открытых источников обрабатывается в автоматическом режиме. В результате банк получает «горячего» клиента, для проверки которого уже не нужно задействовать много ресурсов. А чем меньше ресурсов тратит банк на обработку заявок, тем более выгодные тарифы он предлагает клиентам. Кроме скорости получения гарантии, клиенты пользуются еще одним преимуществом онлайн-сервисов: они могут обращаться за услугами не в один банк (например, в котором обслуживаются), а искать наиболее интересные условия в других банках и регионах.
— Внедрение цифровых технологий в гарантийном бизнесе прежде всего коснулось процедур скоринга заявок, а также системы предоставления документов принципалами, — соглашается Людмила Кожекина. — Подобные нововведения позволяют значительно ускорить процедуру оценки принципалов и соответственно сроки предоставления гарантий, прежде всего в сегменте мелких по объему гарантий.
По словам Виталия Мосунова, клиенты оценили возможность сэкономить время на визитах в офис банка и все чаще предпочитают онлайн: «Помимо удобства и простоты (минимальный пакет документов), онлайн-сервисы предусматривают ряд дополнительных “бонусов” — сниженную ставку и увеличение максимальной суммы беззалоговых гарантий».
По оценкам Екатерины Богатовой, это следствие реализации общего тренда в банковском бизнесе: «Как показывают исследования, свыше 40% клиентов из числа юридических лиц готовы отказаться от традиционного банкинга и пользоваться только диджитал-сервисами. В сфере банковских гарантий таких клиентов почти 100%».
Высокий уровень технологичности обеспечивает финансовый результат. Екатерина Богатова иллюстрирует это динамикой продаж продукта в ее банке: «С начала 2018 года Абсолют Банк выдал свыше 24,8 тыс. банковских гарантий на общую сумму 16 млрд рублей (в рамках федеральных законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ и постановления правительства РФ № 615). По данным портала zakupki.gov.ru, по итогам четырех месяцев 2018 года наш банк вошел в топ-3 по количеству выпущенных гарантий до 50 млн рублей среди российских банков».
В мае 2018 года доля рынка Абсолют Банка по 44-ФЗ составляла 11,4%. Банку удалось войти в тройку лидеров по этому направлению буквально за полтора года с момента запуска продукта. В планах — подняться на второе место и уже до конца 2018 года получить долю на рынке банковских гарантий в размере 15 — 17%.
В истории российской банковской системы были ситуации с неисполнением отдельными банками обязательств по гарантиям, и несколько лет назад регулятор решил ввести определенные правила: банки, выдающие банковские гарантии, включаются в перечень организаций, отвечающих «требованиям в целях налогообложения». Этот реестр ведется Минфином и Центробанком. С появлением реестра громкие скандалы исчезли. Тем не менее регулятор пошел на формирование более жестких правил. Согласно постановлению правительства, вступившему в силу 1 июня, банки, выдающие
гарантии в рамках 44-ФЗ, должны иметь капитал не менее 300 млн рублей и кредитный рейтинг не ниже уровня BB-(RU) по национальной рейтинговой шкале агентства АКРА или кредитный рейтинг не ниже уровня ruBB- по шкале «Эксперт РА».
По мнению Марианны Кузановой, ужесточение требований к банкам, которые имеют право выдавать гарантии в обеспечение заявок и исполнения контрактов в сфере государственных закупок, может привести к ограничению или сокращению числа участников. «С рынка уже ушли несколько крупных игроков. Вероятно, процесс найдет продолжение», — полагает Екатерина Богатова. Впрочем, до 1 января 2020 года установлен переходный период, в течение которого банки с рейтингом не ниже уровня B-(RU) по шкале АКРА и ruB- «Эксперт РА» могут выдавать банковские гарантии.
Дополнительные материалы:
— Банковская гарантия решает несколько основных задач операционной деятельности компании. Во-первых, это удобный механизм защиты интересов заказчика и поставщика. В случае неисполнения обязательств по контракту банк гарантирует осуществить платеж в пользу бенефициара, таким образом, минимизируются риски неисполнения контракта со стороны поставщика товаров или услуг. Во-вторых, банковская гарантия позволяет клиенту не отвлекать из оборота собственные денежные средства, а использовать их на текущие задачи развития бизнеса. Этот инструмент широко используется как при исполнении государственных, так и коммерческих контрактов. В течение 2017 года мы наблюдали стабильный рост интереса к банковским гарантиям. Однако для удовлетворения потребностей бизнеса в этой услуге важно иметь технологии высочайшего уровня. Технологии банка ВТБ позволяют предоставлять гарантии по упрощенной схеме в кратчайшие сроки. Об этом говорит динамика показателей. За 2017 год ВТБ в Екатеринбурге выдал гарантий на 5 млрд рублей клиентам крупного и среднего бизнеса, а за четыре месяца текущего года объем выдачи уже составил 2,4 млрд рублей. В целом на 2018 год мы прогнозируем рост объема предоставления банковских гарантий на 30% относительно 2017 года. Наибольшую долю в портфеле филиала ВТБ в Екатеринбурге занимают гарантии, выданные по поручению предприятий нефтегазовой, авиационной промышленности и металлургии. Безусловно, банк должен иметь широкую продуктовую линейку. Банк ВТБ предоставляет все виды банковских гарантий: гарантия платежа, гарантия возврата аванса, таможенная гарантия, тендерная гарантия, гарантия исполнения контрактов, в том числе в рамках законодательства в сфере закупок, гарантия гарантийного периода, налоговая гарантия, гарантия использования федеральных специальных марок, гарантия оплаты акций, гарантия встречного обеспечения, гарантии по концессионным соглашениям в сфере ЖКХ и многие другие. Кроме того, в банке разработаны технологии выдачи экспресс-гарантий. Но при этом клиенту мы подбираем индивидуальные условия выдачи гарантии. В портфеле ВТБ в Екатеринбурге преобладают гарантии исполнения контракта и гарантии возврата авансового платежа. Важнейшее значение в развитии этого инструмента имеют современные технологии. Наш банк еще в 2016 году ввел сервис по дистанционной выдаче электронных банковских гарантий для участников закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ в системе электронного документооборота совместно с оператором электронной площадки АО «ЕЭТП». Сейчас ВТБ в рамках Ассоциации Финтех реализует проект по созданию универсального сервиса для цифровых банковских гарантий с использованием технологии распределенных реестров. Данный сервис позволит выдавать банковские гарантии в форме электронного документа, отказавшись от использования банковских гарантий на бумаге и ускорив процесс выдачи. 1 июня этого года вступили в силу изменения в законодательство, ужесточающие требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов в сфере госзакупок. Мы считаем, что данная новация оказывает позитивное влияние на развитие сегмента банковских гарантий. Ужесточение требований будет стимулировать банки создавать более конкурентоспособный и отвечающий запросам клиентов продукт. |
18.06.2025
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
18.06.2025
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024