АЦ "Эксперт" приглашает принять участие в рейтинге индустриальных парков и ОЭЗ по итогам 2024 года
02.04.2025
25.08.2019 · Социальное развитие
Весной этого года в Екатеринбурге открылся премиальный клуб международной фитнес-сети Gold’s Gym, известной тем, что в ее залах тренировались Мухаммед Али, Арнольд Шварценеггер, Клинт Иствуд. Сеть работает в 28 странах, в том числе и России (два клуба в Москве, по одному в Петропавловске-Камчатском и Благовещенске).
Выбор Екатеринбурга выглядит закономерным: город готов к потреблению высоких стандартов. Управляющая клубом Gold’s Gym Ekaterinburg Мария Евсеева относит Екатеринбург к одному из самых продвинутых спортивных центров России. На развитость рынка фитнес-услуг указывают и исследования. Так, по данным аналитического агентства Турстат, по итогам 2017 года екатеринбургская фитнес-индустрия находилась на четвертом месте после Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Об уровне развития рынка говорит и представленность федеральных сетей. Здесь закрепились три федеральных бренда: Powerhouse Gym (пять клубов в Екатеринбурге, по одному — в Реутове, Томске, Казани), МетроFitness (семь клубов в Екатеринбурге, четыре в Челябинске, два в Тюмени; кроме нашего макрорегиона представлен еще в 13 городах по России), JAMM FIT (по одному в Екатеринбурге и еще 16 городах России, а также в Армении и Литве). Кроме того, здесь выросло два самостоятельных сильных игрока, сумевших выйти за пределы города: Drive Fitness (девять клубов в Екатеринбурге, три в Тюмени) и Bright Fit (девять в Екатеринбурге, по одному в Тюмени, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, а также в Красноярске).
В среднем крупный город областного значения в России имеет на фитнес-карте более 200 клубов. По данным 2ГИС, в Екатеринбурге в начале 2017 года насчитывалось 264 фитнес-центра (среднее значение по России — 253), в 2019 году — 262. В Челябинске за три года количество фитнес-центров увеличилось на 17% до 238. В Тюмени на 2019 год функционировало 183 центра, причем этот город демонстрирует отличные показатели по соотношению количества клубов и жителей: на 100 тыс. жителей здесь 23 центра. Сравните: в Челябинске — 18, Екатеринбурге — 14, в Москве — 10, в Питере — 11.
Мода на ЗОЖ — главный двигатель динамики сектора. По данным ВЦИОМ, в 2018 году доля людей, занимающихся бегом, спортивной ходьбой, легкой атлетикой увеличилась до 37% против 15% в 2013 году. Интерес к спортивному внешнему виду поддерживается и современными медиа: подтянутые тела блогеров, распространение правильного питания становятся мотивацией для похода в зал. По словам Марии Евсеевой, среди ее клиентов «много тех, кто хочет быть здоров и красив».
Генеральный директор ГАУ СО «ДИВС» (Екатеринбург) Геннадий Севастьянов отмечает осознанный выбор клиентов: «Доля тех, кто приобрел абонемент, но передумал заниматься, сейчас меньше трети. Случаи неиспользования абонемента крайне редки, около 3%». «По нашей статистике, более 80% купивших абонемент посещают клуб, “мертвых душ” у нас практически нет. Люди осознанно приходят, покупают и занимаются», — подтверждает генеральный директор екатеринбургской сети «Золотой тигр» Виталий Тихонов.
Второй фактор — усилия фитнес-индустрии в части повышения доступности. По данным ВЦИОМ, за последние пять лет почти в два раза увеличилось количество спортивных клубов в шаговой доступности: в 2006 году 19% отпрошенных указывали на наличие клубов в 10 — 15 минутах от дома, в 2013 году таких ответов было уже 27%, в 2018 году — 47%. Учитывая стремление потребителей выбирать клубы ближе к дому или работе, владельцы фитнес-проектов все чаще заходят в жилые районы, проекты домов бизнес- и премиум-классов изначально предусматривают тренажерные залы.
Третий фактор — маркетинговые стратегии фитнес-центров: программы строятся, учитывая разнообразные особенности, в частности возрастные. В отличие от эпохи становления рынка в линейках клубов появляются специальные продукты для детей, подростков, пенсионеров. «У нас для инвалидов и для лиц старше 70 лет до 16:00 посещение вообще бесплатно», — приводит пример Виталий Тихонов.
Наиболее распространенный способ привлечения новых клиентов — акции и специальные предложения на приобретение клубных карт. Существенно снизились и цены: раньше это были годовые абонементы минимум на 50 тыс. рублей, сейчас на рынке можно найти предложения в пределах 10 тыс. рублей. Кроме того, есть варианты по времени — дневные, полный день, от одного до 14 месяцев. Для расширения клиентской базы нормой стали бесплатные ознакомительные тренировки и дополнительные услуги.
Разнообразие тренировок также стало практически стандартом индустрии. Хотя зачастую «новые направления не что иное, как выжимки из старых, — оговаривается Виталий Тихонов. — Многие центры придумывают искусственно названия, например, танцевальные тренировки с элементами боевых искусств, растяжка + боевые искусства».
В погоне за клиентской базой многие центры снижают цены, но не всегда могут поддержать уровень. Результат демпинга — недовольство посетителей из-за нехватки инвентаря или очереди к тренажерам.
Вторая проблема — дефицит квалифицированных кадров. Тренерами становятся либо бывшие спортсмены, либо выпускники физкультурных факультетов. У первых, как правило, есть практика, но они не знают биомеханики, физиологии, анатомии человека, у вторых — только набор теоретических знаний. Некоторые клубы уже начали открывать собственные программы подготовки, но сами признают, что слушатели не будут полноценными специалистами: полученных знаний недостаточно для ведения клиентов, составления программ правильного питания, консультаций и психологической поддержки.
Третье общее ограничение — недостаток ресурсов для развития бизнеса. Финансовая поддержка малого бизнеса, а фитнес относится к этой категории, все больше смещается от банков в сторону институтов развития. Но в число государственных приоритетов фитнес-индустрия не входит, а значит, доступа к дешевым займам участники этого рынка не имеют.
В этой ситуации многие клубы корректируют стратегии развития. В качестве одного из элементов повышения финансовой устойчивости рассматривается формирование комплекса дополнительных услуг: сауны, бассейна, массажного салона.
— ДИВС-Фитнес-Арена, например, предлагает персональные тренировки с квалифицированным тренером, столы для игры в настольный теннис, бильярд, фитобочку, массажный кабинет, консультации специалиста и магазин спортивного питания, — рассказывает Геннадий Севастьянов. — Планируется установка инфракрасных саун в мужской и женской раздевалках.
Есть поле для творчества и в области маркетинга. Поскольку молодежь относительно легко меняет работу и съемное жилье, ряд сетевых клубов внедряют открытый абонемент, действущий во всех точках сети: так владельцы рассчитывают удержать клиентов.
В Москве и Санкт-Петербурге набирают популярность платформы-агрегаторы, объединяющие разные заведения: человек по одному абонементу может по будням ходить в спортивный зал, а в выходные — в бассейн или на теннисный корт. Идея родилась в 2011 году в США и быстро распространяется по всему миру.
Еще одно направление развития — вторые города с населением от 100 до 500 тыс. человек. Виталий Тихонов считает, что зал эконом-класса на 500 — 700 кв. метров с качественным оборудованием и отработанной концепцией вполне может быть там востребован.
По данным СПАРК, объем выручки в области спорта в 2017 году в России составил 182,7 млрд рублей, годовой темп прироста — 17%. Доля Москвы и Московской области — 58% выручки. На УрФО приходится 7 млрд рублей (около 4% общероссийской), что втрое меньше, чем в Санкт-Петербурге. На города-миллионники УрФО — Екатеринбург, Тюмень и Челябинск — 4,96 млрд
рублей. Заметим, однако, что в ОКВЭД 93.1 помимо фитнес-клубов входят школы олимпийского резерва, бассейны, шахматные клубы, бильярдные, школы авто-, мотоспорта и т.д. Так что, по нашим расчетам, доля фитнеса в общей сумме не превышает 1,391 млрд рублей, или 28% выручки.
До кризиса 2013 года фитнес-рынок в России рос темпами 20 — 25% в год. Руководитель аналитической группы РБК Максим Боровиков считает, что степень вовлеченности населения и уровень конкуренции позволят ему расти еще лет десять. Но при благоприятных макроэкономических условиях. И это, пожалуй, самый серьезный вызов индустрии. На фоне падения доходов населения, а этот процесс идет уже пять лет, инвестиции в здоровье и красоту не рассматриваются в качестве первоочередных. По данным Росстата за 2016 год, 21% средств в сегменте платных услуг население направляло на коммунальные расходы, 20% — на транспортные, 15% — на связь. Платные услуги в области спорта — всего 0,8%. Поэтому, по оценкам Максима Боровикова, при текущем уровне экономического развития рынок может рассчитывать максимум на 8 — 10% ежегодного прироста.
Кроме того, в России велика доля людей, предпочитающих самостоятельные тренировки. По данным ВЦИОМ (осень 2018 года), 51% опрошенных из числа спортивно-активных людей предпочитают заниматься самостоятельно, 46% — на стадионе, спортплощадках, в тренажерных залах, бассейнах. Лишь 12% выбирают занятия в фитнес-клубе с инструктором (в том числе 17% женщин и только 8% мужчин).
Резерв есть: всего в России фитнес-клубы выбирают только 3% населения, это втрое меньше, чем в Европе, и в шесть раз меньше, чем в США. Ассоциация операторов фитнес-индустрии начинает на государственном уровне лоббировать интересы отрасли: она намерена продвигать законопроект введения налогового вычета по НДФЛ на эти затраты к 2020 году.
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
05.07.2024
09.06.2024