АЦ "Эксперт" принял участие в XIX Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен»
17.11.2024
Один из ключевых вызовов текущей экономической повестки для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) — реализация государственного курса на диверсификацию: сектор должен довести долю высокотехнологичной продукции гражданского назначения (ПГН) в общем производстве к 2025 году до 30%, к 2030 году — до половины. Отслеживать этот процесс в динамике намерен опорный для сегмента банк ПСБ: здесь составляют ежегодный рейтинг диверсификации. Результаты второй волны исследования мы обсудили с директором Центра аналитики и экспертизы оборонно-промышленного комплекса банка ПСБ Александром Маланичевым.
— Какую методику банк использует при составлении рейтинга?
— Мы опираемся на опросы предприятий. В анкету включается не просто вопрос о том, какая доля гражданской продукции выпускается на предприятии, но и оценки диверсификации производства по 12 критериям. Главные — доля и динамика роста выручки от гражданских бизнесов, а также интенсивность инвестиций в гражданские производства. Всего в исследовании приняли участие около 600 кейсов диверсификации.
В ходе второй волны исследования мы попытались сопоставить успехи в области реализации политики диверсификации с финансовым результатом деятельности предприятия в целом.
— Какие изменения в оценках вы зафиксировали?
— Результаты указывают на положительную динамику роста выручки и инвестиций в развитие производства гражданской продукции. Во-первых, среднегодовой темп роста выручки выше 5% зафиксирован у 54% компаний выборки, что на 4 п.п. больше, чем в первом рейтинге. Во-вторых, доля компаний, показавших рост инвестиций в производство ПГН более 5%, выросла на 7 п.п. до 38%. В-третьих, количество участников выборки, продемонстрировавших соотношение инвестиций к выручке от гражданской продукции свыше 5%, выросло с 28% до 33%.
Но есть и негативные тенденции. Как выявили наши расчеты, доля предприятий, показавших рентабельность продаж ПГН свыше 10%, снизилась с 30% до 24%, а доля предприятий с удельным весом такой продукции в выручке свыше 30% уменьшилась с 36% до 31%.
— Какова корреляция рентабельности проектов ПГН с общим финансовым результатом предприятий?
— Наше исследование показало, что наиболее уязвимыми местами остаются низкая рентабельность выпуска гражданской продукции и слабая инвестиционная активность. Около половины предприятий показывают недостаточные темпы роста выручки от этого направления.
Во-первых, развивая проекты ПГН, предприятия сталкиваются с более высокой конкуренцией на гражданских рынках, что снижает рентабельность предприятия в целом. И если доля продукции гражданского назначения у него значительна, это становится заметно в отчетности. Во-вторых, среднегодовой темп роста выручки от ПГН невысок: у 46 предприятий он менее 5%. Но общая динамика выручки зависит от степени диверсификации: чем выше доля гражданской составляющей, тем быстрее расширяется масштаб бизнеса предприятий. Таким образом, если предприятие заинтересовано в наращивании выручки, ему следует инвестировать в развитие гражданской продукции.
Третье наблюдение — слабая инвестактивность: у 67% предприятий инвестиции в проекты ПГН не превышают 5% выручки от гражданской продукции. При этом предприятия с долей ПГН менее 10% имеют довольно высокий коэффициент покрытия процентов по обслуживаемым займам: EBITDA к уплате процентов у них составляет 4,8х, тогда как у предприятий с долей ПГН до трети — 1,7х. То есть слабодиверсифицированные предприятия могут успешно наращивать долю производства ПГН за счет привлечения внешнего финансирования.
— С какими барьерами на пути диверсификации сталкиваются предприятия?
— В первую очередь — большие издержки. Себестоимость производства продукции гражданского назначения довольно существенна, это отметили 64% респондентов. Часто высокие издержки связаны с существенным весом в себестоимости накладных расходов, а также постоянным ростом издержек всего предприятия, поэтому им сложно конкурировать на рынке по цене.
Второй барьер — высокая конкуренция на целевом рынке ПГН. На это указали 55% участников. Их продукции часто приходится бороться за потребителя не только с отечественным товаром, но и с импортом. Находить решения таким участникам рынка довольно сложно: они привыкли работать по гособоронзаказу, их структуры маркетинга плохо приспособлены к жесткой конкурентной среде. Естественно, сказывается и отсутствие гарантий сбыта, к чему предприятия привыкли в рамках выполнения гособоронзаказа. Да, им приходится перестраиваться, и предпринимаемые меры дадут эффект на долгосрочном горизонте. Но пока этот фактор является ограничивающим.
— Ваши рекомендации?
— Главная проблема — сравнительно низкая рентабельность выпуска гражданской продукции. Поэтому мы могли бы рекомендовать внедрять программы повышения производительности труда, стимулирования спроса и снижения себестоимости за счет эффекта масштаба. Наращивание объемов производства ПГН как раз и приведет к снижению себестоимости и к повышению общей конкурентоспособности. Отдельным направлением должно стать развитие внешних рынков и поддержка продукции предприятий ОПК на экспортном направлении.
— Нужны ли отрасли внешние стимулы?
— Для развития диверсификации жизненно важно использовать меры поддержки, особенно в рамках создания новых производств, пока спрос на продукцию не ясен и предприятие еще только выходит на запланированные объемы производства. И это не обязательно финансовая поддержка. Мы сейчас, например, анализируем потенциал радиоэлектронной промышленности и видим, что очень важно обозначить роль в этой отрасли якорного заказчика. Таким образом можно обеспечить спрос и функционирование всей производственной цепочки сквозного проекта от производства микроэлементной базы до конечной продукции.
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
08.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024
19.03.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
08.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024
19.03.2024