Эксперт-400. Рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2018 года

27.10.2019 · Крупнейшие компании Урала и Западной Сибири

Методика составления ежегодного списка крупнейших компаний Урала и Западной Сибири «Эксперт-Урал-400»

Рейтинг 400 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири (далее — рейтинг) составлен аналитическим центром «Эксперт» на основе методики, используемой при составлении федерального рейтинга «Эксперт 400». Методика получила заключение PwC.

Участие в рейтинге «Эксперт-Урал 400» не имеет ограничений отраслевого характера: в рейтинге представлены компании практически всех основных сфер экономики.

География исследования — Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская, Тюменская (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) области, Пермский край, республики Башкортостан и Удмуртия.

Место компаний в рейтинге определяется путем их ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2018 году (млн рублей). В случаях, когда этот показатель не может быть применен в силу специфики деятельности (например, для банков и страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается:

— для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства — объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

— для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником этих данных являлась бухгалтерская отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО;

— для страховых компаний — сумма подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (МСФО), или сумма страховых премий (взносов) по страхованию жизни за вычетом взносов, переданных в перестрахование, страховых премий по видам иным, чем страхование жизни, за вычетом взносов, переданных в перестрахование, доходов по инвестициям за вычетом расходов по инвестициям (РСБУ);

— для лизинговых компаний — сумма процентных доходов от финансового лизинга, доходов от операционной аренды и прочих процентных доходов (МСФО), или, при отсутствии отчетности, выручка по РСБУ.

Для полноты картины указаны и другие характеристики: темп объема реализации продукции к 2017 году (%), валовая и чистая прибыль в 2018 году (млн рублей). При пересчете выручки компании в 2018 году использовался средневзвешенный курс доллара 62,70 руб./доллар, в 2017 году — 58,35 руб./доллар.

По уральским холдингам приведены консолидированные данные. Дочерние компании, чья материнская организация находится на территории региона, в список не включены, чтобы избежать двойного счета. Оптовые сбытовые дочерние компании холдингов, чьи материнские организации находятся за пределами Урала и Западной Сибири, не включаются в рейтинг, если на территории региона находится подразделение-производитель. В холдинговой принадлежности указывается та группа, которой компания принадлежала большую часть года.

Предприятия оптовой торговли исключаются из рейтинга, если степень аффилированности с промышленными компаниями списка позволяет судить о возможности «двойного счета», а промышленная компания не консолидирует данные этой торговой компании.

К участию в рейтинге не допущены: компании, характер деятельности которых не вполне прозрачен; компании, деятельность которых не ведет к образованию значимого объема добавленной стоимости (например, компании-дилеры, перепродающие товары, произведенные за рубежом).

Сбор данных осуществлялся в три этапа. Первый — подготовительный: на основе рейтингов прошлых лет и статотчетности за 2018 год составлен список потенциальных участников рейтинга. Второй — анкетирование: у компаний-кандидатов запрашивались основные показатели деятельности за 2018 и 2017 годы. На третьем этапе пробелы в собранной информации восполнялись за счет данных корпоративных сайтов компаний.

При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО, а в случае, когда компания такую отчетность представить не смогла, — анкетным данным компаний.

Для подготовки рейтинга использована информация Федеральной службы государственной статистики, представленная в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс»; данные, полученные в результате анкетирования; данные официальной (опубликованной) отчетности компаний; данные корпоративных сайтов.           

Рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири по объему реализации продукции

ТОП-20 наиболее динамичных компаний

ПАРТНЕР ПРОЕКТА