АНЦЭА

Рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири «Эксперт-Урал - 400» по итогам 2016 года

29.10.2017 · Крупнейшие компании Урала и Западной Сибири

Методика

Рейтинг 400 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири (Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Тюменской областей (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), Пермского края, республик Башкортостан и Удмуртия) составлен аналитическим центром «Эксперт» на основе методики, используемой федеральным рейтингом «Эксперт-400». Методика получила заключение PwC.

Участие в рейтинге не имеет ограничений отраслевого характера: в рейтинге представлены компании практически всех основных сфер экономики.

Место компаний в рейтинге определяется путем их ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2016 году. В случаях, когда этот показатель не может быть применен в силу специфики деятельности компаний (например, для банков и страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается:

— для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства — объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

— для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником этих данных являлась бухгалтерская отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО;

— для страховых компаний — сумма подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (МСФО), или сумму страховых премий (взносов) по страхованию жизни за вычетом взносов, переданных в перестрахование, страховых премий по видам иным, чем страхование жизни, за вычетом взносов, переданных в перестрахование и доходов по инвестициям за вычетом расходов по инвестициям (РСБУ).

Для полноты картины указаны и другие характеристики: объем реализации продукции за 2015 год, валовая и чистая прибыль в 2016 году. При пересчете выручки компании в 2016 году использовался средневзвешенный курс доллара 67,0349 руб./доллар, в 2015 году — 60,9579 руб./доллар.

По уральским холдингам приведены консолидированные данные. Дочерние компании, чья материнская организация находится на территории региона, в список не включены, чтобы избежать двойного счета. Оптовые сбытовые дочерние компании холдингов, чьи материнские организации находятся за пределами Урала и Западной Сибири, не включаются в рейтинг, если на территории региона находится подразделение-производитель.

В холдинговой принадлежности указывается та группа, которой компания принадлежала большую часть года.

В случаях, когда структура компании претерпела изменения, кардинально повлиявшие на объемы выручки в 2016 году, или изменился стандарт отчетности предоставляемых данных, информация о месте компании в предыдущем рейтинге и/или данные о темпах прироста объема выручки от продаж в текущем рейтинге не публикуются.

Сбор данных о компаниях осуществлялся в три этапа. Первый — подготовительный: на основе рейтингов прошлых лет и статотчетности за 2016 год составлен список компаний-потенциальных участников рейтинга. Второй этап — анкетирование компаний-кандидатов: запрашивались основные показатели деятельности за 2016 и 2015 годы. На третьем этапе пробелы в собранной информации восполнялись за счет данных корпоративных сайтов компаний.

При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО, а в случае, когда компания такую отчетность представить не смогла, — анкетным данным компаний.

Для подготовки рейтинга использована информация Федеральной службы государственной статистики, представленная в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс», данные, полученные в результате анкетирования и данные корпоративных сайтов.

Рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири по объему реализации продукции