АНЦЭА

Техпред-50: рейтинг университетов-лидеров технологического предпринимательства (2024)

Freepic ©

30.09.2024 · Университеты

Стимулы  технологического драйва

Чтобы обеспечить стабильный приток технологических предпринимателей, вузам вместе с бизнесом предстоит сформировать эффективные модели партнёрства

Авторы: Дмитрий Толмачев, Екатерина Игошина, Ирина Перечнева

Аналитический центр «Эксперт», опираясь на многолетний опыт исследования технологического предпринимательства, изобретательской и публикационной активности в российских вузах, представляет обновленный инструмент для бенчмаркинга вузов в области оценки результативности и потенциала университетов в части технологического развития.

С 2016 года в рамках комплексного проекта мы ежегодно оцениваем публикационную активность российских университетов, их способность создавать и внедрять инновации, а также генерировать технологических предпринимателей локального и глобального уровней.

Предварительные результаты рейтинга предпринимательских университетов были представлены на круглом столе «Университеты рейтинга «Техпред-50» и технологические стартапы российского происхождения: тренды развития 2022-2024», прошедшем 11 сентября 2024 года для обсуждения с участниками рейтинга.

Тренды стартап-индустрии

Итоги исследования

Итоги рейтинга

Мнение эксперта

Методология рейтинга

Скачать результаты рейтинга

ДискуссияМожем заместитьБизнес-классНовые грани

В фокусе исследования «Техпред-50» — способность университетов выращивать технологических предпринимателей, активно интегрирующихся в российскую экономику и развивающихся на глобальном рынке. База предпринимателей российского происхождения, собранная Аналитическим центром «Эксперт» с 2018 года, была расширена за счет проведения дополнительного поиска российских активных предпринимателей и их стартапов в открытых источниках (СМИ, фонды поддержки предпринимательства и т.д.).

Эти показатели результативности вузов будут рассмотрены в совокупности с потенциалом будущего развития инновационных экосистем российских университетов, которые определяются в том числе создаваемой вокруг них инфраструктурой для технологического предпринимательства и разработок.

Исследование 2024 года охватывает 863 локальных технологических стартапа, основанных 1127 предпринимателями в период с 2014 по 2023 гг., со штаб-квартирами на территории порядка 60 городов России, а также 2303 стартапа от 2367 предпринимателей, основанных за рубежом за тот же период.

Основатели стартапов в России в совокупности привлекли 136 млрд рублей инвестиций с 2014 года и окончили порядка 276 вузов по всей стране.

Предприниматели, основавшие стартапы за рубежом, с 2014 года привлекли порядка 15,8 млрд долларов и окончили 395 российских вузов.

Тренды стартап-индустрии

Основополагающим источником данных о состоянии стартап-экосистем во всем мире является StartupBlink. Это самая полная карта экосистем стартапов и исследовательский центр, работающий над раскрытием динамики стартап-экосистем во всем мире и ускорением их роста.

Согласно последней редакции исследования StartupBlink Global Startup Ecosystem Index (2024) глобальные объемы финансирования стартапов достигли своего минимума со времен 2018 года, что демонстрирует глубину текущего спада и отсутствие интереса инвесторов к рискованным активам. При этом отмечается усиливающийся контроль регуляторов за слияниями и поглощениями стартапов. В 2023 году активность слияний и поглощений стартапов на посевной стадии в США достигла 10-летнего максимума.

Также снизились темпы появления новых «единорогов», а функционирующие оцененные в $1 млрд компании все больше приближаются к нижней отметке в $1 млрд (в апреле 2023 года 20% компаний на нижней отметке, в апреле 2024-го — 45%). Отчасти это связано с трендом рынка труда. Международная организация труда ожидает рост уровня безработицы, в частности, в ИТ-секторе, ввиду использования ИИ. Раунды увольнений повлияют на весь технологический сектор.

Индустрия стартапов за прошедший год не претерпела крупных изменений — несмотря на проблемы в ИТ-секторе, многие компании смогли удержать интерес инвесторов. Стартапы, использующие ИИ в работе, привлекли в 2023 году $50 млрд, что сделало ИИ ведущей отраслью развития. А общий мировой объем инвестиций в ИИ составил $154 млрд. Около 41% венчурных сделок в США связаны с ИИ. Внедрение ИИ также стимулирует отрасль производства полупроводников. Ключевые игроки на рынке полупроводников в 2023 году достигли рекордного числа заказов.

Авторы исследования StartupBlink отмечают рост популярности стартапов медицинской направленности. В конце 2023 число слияний и поглощений MedTech выросло вдвое, а объем инвестиций в 2024 году увеличился на 48%.

Снижение активности зафиксировано в индустрии Web3 и AR. По данным Crunchbase, финансирование стартапов Web3 в 2023 упало на 74% по сравнению с 2022 годом. Отрасль AR в 2023 году достигла нижней точки финансирования за всю историю.

В условиях современных событий мы потеряли возможность оценивать вклад России в глобальную экосистему стартапов ввиду нерелевантности Crunchbase как источника данных о достижениях российских предпринимателей.

Итоги исследования

Потенциал российских университетов продолжает расширяться независимо от внешнеэкономических событий.

В России функционирует множество инициатив институционального характера, на которые было выделено порядка 47 млрд рублей:

  • 15 научно-образовательных центров;
  • 38 центров трансфера технологий;
  • 80 инжиниринговых центров;
  • 50 передовых инженерных школ;
  • 24 центра компетенций НТИ;
  • 17 центров инженерных разработок.

С 2022 года на федеральном уровне запущен проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», ориентированный на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства. За этот период было запущено 22 стартап-студии в 19 регионах страны, 60 предпринимательских точек кипения в 44 городах, 302 акселерационные программы, что стало основой для развития более 23 тыс. стартап-проектов.

Готовность университета генерировать технологических предпринимателей во многом связана с развитием инновационной инфраструктуры как самого вуза, так и региона. На 2024 год в России запущено свыше 17 проектов по строительству кампусов мирового уровня с общим бюджетом в 475 млрд рублей. В рамках этих проектов будет создано более 2,2 млрд кв. метров функциональных площадей под развитие науки и технологического потенциала и 130 исследовательских лабораторий. По стране также распределены 10 инновационных научно-технологических центров, объединяющих порядка 80 резидентов, 12 технопарков высоких технологий и 6 крупных особых экономических зон технико-внедренческого типа.

В совокупности наличие инновационной инфраструктуры, доступа к современным технологиям и интеграции инструментов «Платформы университетского технологического предпринимательства» в работу университета способствуют не только росту числа технологических предпринимателей в частности, но и укреплению технологического суверенитета России в целом.

В рассмотрение нашего исследования «Техпред-50» вошли вузы, имеющие как минимум 5 активных стартапов на территории России. В дальнейших редакциях рейтинга поле рассматриваемых для вузов стартапов будет значительно расширено.

Среди 863 локальных стартапов (штаб-квартира располагается в России) около 66% уже получили первые инвестиции. Стоит отметить, что среди более 2,3 тыс. зарубежных стартапов доля профинансированных значительно ниже — 41%. Однако общее распределение инвестиций по годам основания стартапов для двух групп (локальные и зарубежные) схоже. Инвестиционный пик пришелся на стартапы 2015 года (38,8 млрд рублей для локальных и 4,3 млрд долл. для зарубежных), после чего наблюдалось быстрое снижение объемов инвестиций. При этом максимальное число стартапов в России было основано в 2018 году — 14% базы исследования (график 1). Около 70% таких стартапов основано в г. Москве. Для зарубежных стартапов пик по количеству наблюдался на год раньше — в 2017 году было основано около 16% базы зарубежных стартапов. Лидирующими городами по инвестициям являются: Лондон ($3,8 млрд), Сан-Франциско ($1,5 млрд), Берлин ($1 млрд), Нью-Йорк ($0,8 млрд), Дубай ($0,76 млрд). Порядка 41% стартапов располагаются на территории США, а 24% инвестиций привлекаются стартапами из Лондона.

В части индустрии стартапов Россия уже не первый год выделяется повышенным ростом числа стартапов, в основе которых образовательные технологии, искусственный интеллект, медицина, торговля и HR-технологии (график 2). При этом ведущими по объему инвестиций индустриями по-прежнему остаются ИТ-сектор, маркетинг и информационная безопасность. Зарубежные стартапы во многом ориентированы на финансовые технологии — наравне с ИТ-сектором в лидеры выбиваются стартапы FinTech, финансовые сервисы, блокчейн и криптовалюта.

Среди 1127 основателей локальных стартапов 55% основали стартап самостоятельно. Из них почти 70% старше 35 лет. Для более чем 2,3 тыс. зарубежных основателей эта доля выше — почти 79%. При этом среди зарубежных предпринимателей с российским образованием у 68% возраст превышает 35 лет.

Наличие сооснователя — один из факторов, способствующих успешности стартапа. Среди предпринимателей с российским образованием вдвоем стартап основывают в 3,5-4 раза чаще, чем втроем, и в среднем в 18 раз чаще, чем вчетвером. Основатели, объединившиеся в команды при создании компании в России, в среднем являются более успешными с точки зрения привлечения инвестиций, чем индивидуальные предприниматели. Например, 85% стартапов, основанных лицами от 25 до 35 лет, привлекают инвестиции — для одиночных предпринимателей это значение значительно ниже: 61%. Аналогичный вывод демонстрирует выборка предпринимателей, основавших стартап в группе за пределами России: 57% стартапов с инвестициями в группе до 35 лет против 39% у одиночных предпринимателей.

Среди локальных предпринимателей наиболее популярным городом для получения образования остается г. Москва — около 70% отучившихся в Москве предпринимателей основывает там стартап (таблица 1). Вторым по значимости для предпринимателей городом объективно является Санкт-Петербург — 48% выпускников-предпринимателей остается в городе. В качестве исключения также стоит отметить г. Иннополис как точку притяжения предпринимателей.

Зарубежное образование — еще один фактор, косвенно влияющий на успех предпринимателя. Среди локальных основателей образование за рубежом не так популярно, как у переехавших предпринимателей — 7% против 34% основателей имеют зарубежное образование. Однако среди предпринимателей в России более популярно наличие двух образований — технического и экономического (10% локальных основателей имеют сочетание образования разных направлений против 6% у зарубежных основателей). Объем инвестиций, привлекаемых основателями с зарубежным образованием, в среднем выше. Для локальных основателей разрыв намного значительнее, чем для предпринимателей за рубежом, для которых зарубежное образование скорее пропуск на глобальный рынок, чем основательное преимущество. Так, локальный предприниматель с зарубежным образованием в среднем привлекает в 2,4 раза больше инвестиций (796 млн рублей), зарубежный предприниматель — в 1,3 раза больше (13,6 млрд долл.) (график 3).

Итоги рейтинга

В данной редакции рейтинга отбор вузов в Топ-50 осуществлялся по балловой шкале Результативности, в которой учитывалась оценка локальных и зарубежных стартапов от выпускников российских университетов по нескольким параметрам.

Лидирующие позиции в рейтинге разделили НИУ ВШЭ, МФТИ и МГУ им. Ломоносова. Единственный региональный вуз, вошедший в топ-10 - Новосибирский государственный университет - занял 8 позицию. По уровню финансовых достижений локальных стартапов НГУ сопоставим с тройкой лидеров рейтинга. В топ-20 также вошли другие региональные вузы - УрФУ, СФУ, НГТУ. 

В качестве экспериментального подхода к оценке потенциала университета для генерации технологических предпринимателей использовались показатели участия вуза в федеральных конкурсах и отборах, потенциала региона, а также наличия крупной инновационной инфраструктуры.

Университеты-участники рейтинга распределены по укрупненным группам (график 4):

1. Вузы, победившие в большинстве федеральных конкурсов и находящиеся в сильных регионах;

В 1-ю группу вошли 9 крупных университетов, имеющие мощную основу для развития: МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, Университет ИТМО, НИЯУ «МИФИ», УрФУ им. Ельцина, Сколтех, МИРЭА, КФУ и ННГУ им. Лобачевского.

2. Вузы, которые либо победили в большинстве федеральных конкурсов, либо находятся в сильных регионах;

Во 2-ю группу вошли 24 университета, преимущественно располагающиеся в Москве. Это крупные университеты, такие как НИУ ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, РЭУ им. Плеханова и Финансовый университет. В данную группу также вошли сильные региональные вузы - НГУ, КФУ, ПГНИУ и другие.

3. Вузы, не проявлявшие активности в федеральных конкурсах или находящиеся в средних (или слабых) регионах.

В 3-ю группу вошли 17 университетов, которые представляют наибольший интерес в контексте исследования. Эти вузы не проявили серьезной активности в федеральных конкурсах, не имеют мощной инновационной инфраструктуры и зачастую располагаются за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Однако некоторые из них по уровню результативности способны соперничать с вузами 1-й группы. В частности, в эту группу вошли МГИМО, СПбГЭУ, СФУ, НГТУ, ПНИПУ и др.

Можем заместить

Как показала дискуссия на круглом столе, условия развития стартап-индустрии в России в последние два года кардинально изменились. У технологических предпринимателей возникли серьезные барьеры доступа к капиталу и международным рынкам сбыта. 

Однако успешных проектов в России меньше не стало, энтузиазм основателей частично поддержал внутренний спрос за счет тренда импортозамещения и господдержки.  

Именно этот фактор позволил развиваться компании Artsofte. 

«Мы создаем свои продукты для системообразующих отраслей российской экономики, это банковский сектор, строительная индустрия, авторитейл. Все эти отрасли поддерживаются государством, поэтому мы не почувствовали спада. Впрочем, это связано еще и с устойчивостью бизнес-модели нашей компании, мы уже давно переросли рамки стартапа, в нашей команде работает 450 человек», — объясняет менеджер компании Artsofte Оксана Дунина.

Сооснователь компании «Карфидов.Лаб» Алексей Карфидов также по этой причине видит большой запрос на сервисы создания протопопов продуктов: «По итогам предыдущего года наша компания оказались лидером по выручке в направлении промышленного дизайна».

Влияние тренда импортозамещения находит и директор по маркетингу компании «Цельс» Никита Николаев: «Компании из сектора информационных технологий уверенно растут. Сфера искусственного интеллекта, особенно в здравоохранении, с 2020 года ориентируется на внутренние решения, поэтому этот тренд в целом дает эффект».

По словам директора акселератора ФРИИ Дмитрия Калаева, результат курса на импортозамещение виден и в статистике развития стартапов, которую фонд постоянно изучает: «Каждая пятая российская ИТ-компания выросла на 100% в прошлом году. Есть игроки, которые выросли и в два, и в пять раз. Все это — результат спроса на российскую продукцию, связанного с уходом иностранных игроков».

Государство попыталось компенсировать внешние ограничения развития технологического предпринимательства ростом мер поддержки. В частности, кратно выросло количество грантов.

Основатели в целом позитивно оценивают этот курс, но признаются, что другой стороной этой формы поддержки является слишком большой объем отчетности.

«У нас есть в финансовом блоке отдельный сотрудник, который занимается только отчетностью для грантов. Мы на практике убедились, что для этого нужна очень глубокая экспертиза. И если этой экспертизы нет, у небольшого стартапа могут возникнуть проблемы», — делится Оксана Дунина.

Другими издержками роста грантовой поддержки стало появление компаний, которые хорошо умеют справляться с отчетностью. Их в профессиональном сообществе и называют «грантоежки». 

«Это проекты, которые профессионально умеют потреблять гранты и отчитываться за них, но при этом не создают никакой ценности. Мы считаем, что государству стоит вводить значимые критерии не только формального, но и содержательного контроля», — отмечает руководитель перспективных направлений компании «СКБ Контур» Антон Еликов.

Бизнес-класс

В целом же в новой конфигурации экономики запрос на предпринимателей, способных создавать технологии, растет. Их должно быть много. Университеты являются далеко не главным, но довольно важным элементом этой экосистемы. Как правило, успешные стартапы создают люди в возрасте после 35 лет, но основа для увлечения инновациями формируется в университете.

«Понимание задачи на уровне государства есть, на этом пути уже сделаны конкретные шаги, — считает вице-президент НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Карелина: — Целый набор активностей и финансовой поддержки сейчас реализуется в университетах, например, в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В проекте «Стартап как как диплом» студенты могут получить грант в размере 1 млн рублей на создание собственного стартапа и активно пользуются этой возможностью. Примерно 4500 проектов за последние три года получили такой стартовый грант, треть из них уже устойчиво развивается и делает свои шаги по привлечению коммерческих инвестиций».

Представители вузовского сообщества другим результативным механизмом считают проектную деятельность. 

По словам профессора Школы инноватики и предпринимательства» НИУ «ВШЭ» Игоря Агамирзяна, ориентация университета на проектную деятельность дает эффекты: «Мы выделяем проекты с потенциалом коммерциализации, и в ряде случаев они в дальнейшем развиваются по модели «стартап как диплом». Участие в проектной деятельности реально готовит студентов к тому, чтобы выходить в большой предпринимательский мир».

Определенные эффекты государственного курса замечают и предприниматели. 

Алексей Карфидов, в частности, видит рост активности студенческих конструкторских бюро при университетах: «Это дает дополнительную подготовку кадров для технологических компаний, которым всегда нужны инженеры-конструкторы и программисты. В рамках таких бюро студенты получают довольно хорошие практические знания».

Отдельные успешные элементы экосистемы появились, и их нужно продолжать формировать вокруг университетов. В этом убеждены все участники дискуссии.

«Воспитание технологических предпринимателей с университетской скамьи влияет на то, как они потом строят бизнес.   Это эффект отложенный, мы увидим его через 5–10 лет», — считает Дмитрий Калаев.

По мнению Дмитрия Калаева, для эффективности такой политики нужно закладывать основы развития предпринимательских навыков: «Сейчас инновационные команды в университетах нацелены преимущественно на решение исключительно научных задач, они не умеют и не хотят заниматься коммерциализацией идеи. В этом кроется ответ на вопрос, почему у нас много технологий, но они не доходят до рынка».

Никита Николаев видит проблему в отсутствии у большинства вузов возможности подключения к кластерам данных: «Соответственно, у них нет ресурсов для создания моделей студенческих стартапов, использования технологий, в том числе для создания систем компьютерного зрения».

И наконец, в России пока так и не удается создать эффективные сообщества при университетах с участием успешных выпускников.  

«Честно сказать, сообщество выпускников у нас плохо умеют организовывать, это получается пока у двух-трех вузов. Но это нужно делать, потому что таким образом удастся не только увлекать предпринимательством студентов, но и привлекать финансирование для их проектов. Такая модель себя зарекомендовала в мире», — убежден Дмитрий Калаев. 

СЕО Telegram mini app, EX венчурный партнер Фонда ANGEL TALKS Роман Исаев занимается инвестициями в технологические компании на поздних стадиях развития. Он также видит необходимость создания внутренних сообществ университетов, которые будут взаимодействовать напрямую с предпринимателями: «Таким образом можно давать студентам разнообразные навыки, которые не может предоставить университет. Да, сейчас есть возможность получать гранты, но их обладатели не умеют выводить на рынок свои продукты. И часто получается, что реализовали идею неплохо, но бизнесовую составляющую совсем не заложили. А этот фундамент нужно создавать, чтобы студенты знали, куда двигаться».

Компания «СКБ Контур» довольно много работает со стартапами, в том числе и студенческими. Антон Еликов обращает внимание на системные проблемы в деятельности университетских стартапов: «Чтобы довести идею до масштаба, нужно пройти множество этапов развития проекта. А такой комплексной системы у большинства основателей на данный момент нет. В нашей воронке множество стартапов, которые прекрасно владеют знаниями о своей технологии, но при этом они не могут выстроить из этого устойчивый бизнес. А у корпораций часто нет возможности заниматься этими вопросами, они готовы подхватывать проекты только на более зрелых уровнях». 

Новые грани партнерства

Ряд вопросов все же закрывают корпоративные акселераторы. 

«В «Сбере» создана стартап-экосистема для работы с инновациями абсолютно на разных этапах развития стартапов, в том числе и для молодежи, начиная с 8-го класса. Мы даем возможность ребятам практически без рисков экспериментировать и понять сущность технологического предпринимательства», — рассказывает исполнительный директор, руководитель молодежных акселераторов Сбербанка Алина Мяло.

Есть успешный опыт и у компании «Уралхим». 

«Компания «Уралхим» через свою инновационную инфраструктуру, в частности акселератор «Уралхим-Элемент роста», активно участвует в развитии предпринимательства, в том числе взаимодействуя с университетами. Эксперты компании постоянно участвуют в качестве спикеров в программах разных вузов и осматривают перспективные проекты. К сожалению, наблюдаем большой разрыв между стадией готовности университетских разработок и требованиями корпорации. Возможный вариант устранения этого разрыва — активное задействование университетами партнерских малых и средних компаний для обкатки и подтверждения работоспособности решений, — отмечает оператор акселератора «Уралхим-Элемент роста» Михаил Захаревич.

Директор по партнерствам Сколковского института науки и технологий Дмитрий Пирадов убежден, что для большей эффективности бизнес должен не просто отбирать готовые идеи в вузах, а ставить задачи перед молодыми новаторами: «Им нужен стимул для создания прорывных технологий. Да, сейчас на это тратится много государственных денег, но хотелось бы видеть несколько большую вовлеченность со стороны бизнеса в студенческое предпринимательство».

«Мне кажется, что для успешности технологического проекта в рамках института у студентов должно формироваться понимание, зачем они развивают свою научную идею, то есть каждая гипотеза должна быть подтверждена со стороны технологического партнера из реального сектора экономики», — соглашается генеральный директор «Стартап–студии ОГУ» Антон Ряховский.

Многие университеты сейчас создают стартап-студии. Появилась такая структура и в ведущих вузах Ростовской области.

«Мы считаем, что именно университеты дают уникальную возможность научиться создавать бизнес, обучаясь на собственных ошибках, ведь, как известно, успешный стартап чаще всего получается с третьего, а то и с пятого запуска», — объясняет важность этого формата федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» генеральный директор университетской стартап-студии Южного федерального университета Алексей Поддубский.

Впрочем, взаимодействие вузов и бизнеса может строиться не только в части отбора интересных студенческих проектов. Университеты и сами могут участвовать в генерации технологий. О развитии такого партнерства рассказал основатель компании «Недремлющее око» Леонид Стариков.

«Мы с МФТИ делаем самообучающуюся нейросеть. В недрах лабораторий вуза зародилась такая технология, а у меня как раз была большая экспертиза применения ее в промышленности и ритейле. У МФТИ много таких идей, но нет опыта создания пилотов, внедрения продукта. Когда мы начали сотрудничать, оказалось, что наша экспертиза очень нужна», — приводит пример основатель Леонид Стариков.

И наконец, вузы и технологические компании могут объединить усилия при выходе на международные рынки, считает проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов: «У большинства российских вузов за последние годы сложились крепкие связи с зарубежными коллегами из дружественных стран, которые могли бы помочь нашим предпринимателям выйти на зарубежные рынки и на них закрепиться. Наши вузы могли бы также содействовать налаживанию прямых связей между предпринимателями. Для начала я бы предложил провести при поддержке Российской ассоциации бизнес-образования, РАНХиГС и нескольких профильных университетов международную онлайн-конференцию, где мы могли бы собрать основателей, руководителей ярких российских предпринимательских компаний и их коллег из дружественных стран, в первую очередь СНГ, ШОС и БРИКС».

 

Открытость к новым образовательным подходам

Доцент кафедры менеджмента, руководитель магистерской программы «Инновационное предпринимательство и менеджмент» Новосибирского государственного университета Елена Алябина

— Новосибирский государственный университет позиционирует себя как классический академический вуз. Мы начали развивать траекторию технологического предпринимательства относительно недавно, но делаем это довольно активно. По нашему мнению, очень важно, чтобы в вузах развивались параллельно и формальные практики, такие, как учебные дисциплины, образовательные программы, формат «Стартап как диплом», и менее формальная деятельность структурных подразделений, которые создаются с целью поддержки технологического предпринимательства.

Так, в НГУ уже несколько лет реализуется магистерская программа «Инновационное предпринимательство и менеджмент», множество курсов предпринимательского толка встроены в учебные планы по разным направлениям подготовки бакалавриата, проходит подготовка и защита выпускных работ в формате «Стартап как диплом». В 2023 и 2024 году число команд выросло в 2 раза по сравнению с первым выпуском «стартаперов» в 2022 г.

Что касается неформальных образовательных активностей, то в НГУ такую функцию выполняет «Центр предпринимательских инициатив». Под его началом работает Стартап-студия, которая регулярно проводит акселерационную программу «Каталист» для всех желающих, Летнюю школу стартапов, помогает студентам заполнять заявки на конкурс «Студенческий стартап». С 2021 года через такие мероприятия прошло около 1500 участников. А «Центр трансфера технологий и коммерциализации» открыт для студентов, которые могут при желании заниматься уже более серьезными научными разработками совместно с преподавателями и научными сотрудниками университета. Более 50 обучающихся привлечены к такой деятельности.

Кроме того, важно создавать пространство, где ребята могут проявлять свою инициативу. К примеру, у нас каждый год проходит Научный пикник, там студенты организуют игру «Стартап – мафия». Интерес к этому мероприятию проявляют и школьники, которые приходят посмотреть на наш университет. Многие активности студенты создают по собственной инициативе в рамках студенческих бизнес-клубов: сами находят предпринимателей, которых они приглашают в качестве спикеров, организуют встречи с представителями инновационной инфраструктуры, проводят игры, квизы. Это во многом способствует формированию менталитета будущих предпринимателей.

В числе спикеров часто выступают и наши выпускники. В рамках формальных образовательных практик мы приглашаем их в качестве преподавателей или менторов. Так, в прошлом году мы проводили встречу с выпускником экономического факультета Константином Канивцом, сооснователем сервиса для маркетплейсов EcomCom – успешного стартапа, который был выкуплен одним из крупных российских банков. Кроме того, наш постоянный эксперт Сергей Солобоев – серийный технологический предприниматель, сооснователь компаний «Унискан», Cityair, «Энергозапас», «Полюс-СТ» – стал преподавателем университета и советником директора Передовой инженерной школы НГУ.

Чтобы такую программу реализовать в целом, в вузе должна быть сформирована определенная культура, ее составляющей является открытость к новым образовательным подходам.

 

Методика составления рейтинга

Одним из главных источников данных для исследования остается ресурс Crunchbase.

В качестве отправной точки исследования использовалась база данных, накопленная нами за все года изучения вопроса. С 2018 года мы обнаружили более 4 тыс. предпринимателей российского происхождения.

Однако Crunchbase активно теряет свою актуальность для российского предпринимательского сообщества. В связи с этим было принято решение разделить существующую базу данных на локальную (стартапы, штаб-квартира которых располагается в России) и зарубежную (стартапы со штаб-квартирой за пределами России), что позволило смотреть на развитие событий на внутреннем и внешнем рынке независимо друг от друга.

Таким образом, объект исследования остался неизменным — это предприниматели, имеющие российское происхождение (такими мы считаем те стартапы, в которых хотя бы один основатель имеет российское образование). Другими словами, «основатель с российскими корнями» в рамках проекта — это человек любой национальности, гражданства или происхождения, окончивший хотя бы один российский вуз или бизнес-школу и создавший стартап в любой стране мира.

В выборку стартапов были включены компании с периодом основания 2014-2023 гг., чьи основатели имеют российское происхождение.

База стартапов с российскими корнями за период 2014-2023 гг. была разделена на две составляющие: база из 2303 зарубежных стартапов и база стартапов с локацией в России. Для формирования базы локальных стартапов использовался общий перечень открытых источников данных, в который вошли фонды поддержки предпринимательства (ФРИИ, Сколково, Сбер и т.д.), открытые данные акселераторов, стартап-студий, СМИ и т.д. База стартапов с локацией в РФ была расширена за счет обнаруженных российских стартапов, которые не регистрировались в Crunchbase (не вышли на глобальный рынок в пользу уверенного расширения в России).

Аналогично с базой зарубежных стартапов для каждого обнаруженного локального предпринимателями была проведена углубленная проверка образования в социальных сетях, агрегаторах данных и прочих открытых источниках. В результате в базу локальных стартапов вошли 863 стартапа, основанные 1127 предпринимателями.

На схеме 1 представлен процесс сбора данных о стартапах российского происхождения в контексте исследования.

В связи с разделением и расширением базы изменения претерпела методика «Рейтинга предпринимательских университетов и бизнес-школ России».

В основе расчетов «Результативности университетов» лежит 8 показателей, характеризующих масштаб и успешность вузов как генераторов технологического предпринимательства локальных и глобальных стартапов (схема 2): количество стартапов (локальных / зарубежных), количество выпускников-основателей (локальных / зарубежных), объем привлеченных стартапами инвестиций (локальными стартапами / зарубежными стартапами), а также доля поддержанных стартапов (локальных / зарубежных). В основу расчета показателей заложены локальные и зарубежные стартапы по отдельности, что позволяет оценить способность университетов воспитывать как глобальных предпринимателей, так и локальных основателей, активно интегрирующихся в российскую экономику.

На основе ранжирования университетов по балловой шкале «Результативности университетов» отобраны топ-50 вузов – лидеров технологического предпринимательства.

В качестве экспериментальной оценки будущего потенциала университетов в области технологического предпринимательства, также была сформировано дополнительное измерение вузов — «Потенциал университета» (схема 3).

«Потенциал университета» характеризуется 4 показателями:

  1. Общее количество студенческого контингента (бакалавриат, магистратура, специалитет) (10%);
  2. Количество выигранных конкурсов, направленных на поддержку инновационной активности вузов (стартап-студии, научно-образовательные центры мирового уровня, Центры трансфера технологий, инжиниринговые центры, Передовые инженерные школы, Центры компетенций НТИ, Центры инженерных разработок) как федеральных инициатив институционального характера (20%);
  3. Доступ вуза к крупным объектам инновационной инфраструктуры, созданным / создаваемым в рамках проектов федерального значения (кампусы, инновационные научно-технологические центры, технопарки высоких технологий, особые экономические зоны технико-внедренческого типа) (35%);
  4. Потенциал региона (российский региональный инновационный индекс НИУ «Высшая школа экономики» от 2024 года*) (35%).

Ссылка * Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 9 / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, С.В. Артёмов и др.; под ред. Л.М. Гохберга, Е.С. Куценко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. — 248 с. — 60 экз. — ISBN 978-5-7598-3021-4 (в обл.)

В текущей версии рейтинга блок «Потенциал университета» не влияет на положение университетов в рейтинге, однако позволяет оценить степень подготовленности вуза к современным технологическим вызовам.