АЦ «Эксперт» подготовил «Рейтинг устойчивого развития компаний России» по итогам 2023 года
23.12.2024
03.04.2016 · Социальное развитие
В середине фильма «Франкофония», во время неспешного закадрового рассказа режиссера Александра Сокурова об архитекторе Лувра Пьере Леско, сидящий рядом со мной зритель недовольно фыркнул: «Как дед на завалинке». Я обиделся за фильм и за его создателя, а потом понял: в этом оскорблении есть осколок истины. Много поживший, много думавший человек спокойно, бесхитростно рассказывает мне с экрана про то, что его волнует. Говорит со мной. И с героями своего фильма он говорит. Обращается к ним напрямую, как ко мне. В конце концов, он — творец экранного мира. Его бог. Странный, правда, бог, отказавшийся от всемогущества.
Мне не припомнить, чтобы какой-нибудь фильм начинался так беззащитно. Поделенный на белый и черный прямоугольники, экран, титры. За экраном голоса: «Ты где, Дёрк?» — «Да вот перевозим картины через океан. А тут — шторм, понимаешь» — «Как же это вы в шторм-то вышли?» — «Ну, это наша работа. А как у тебя с фильмом, Александр?» — Вздох: «Плохо. Не получается у меня фильм. Не складывается».
На экране — питерская квартира Александра Сокурова. Стол, на столе — компьютер. На мониторе — палуба корабля с контейнерами. Шторм. Палубу заливает океанскими волнами. Сокуров разговаривает по скайпу со своим другом, морским капитаном Дёрком. Он ему признается, что фильм о Лувре во время нацистской оккупации не удается. Ему на экране и мне, сидящему в зале. Такой беззащитной откровенности я не встречал никогда. Было два фильма о невозможности снять тот фильм, который тебе хочется снять. «Всё на продажу» Анджея Вайды и «8½» Федерико Феллини. Но они были защищеннее. В конце концов, и Гвидо Ансельми, и Анджей — не Феллини и Вайда. Это режиссеры, которых играют артисты. И с экрана рассказывается некая беллетризированная история. А тут сам режиссер впрямую признается: не получается.
Зато получается (вольно или невольно) замечательный двойной символ. «Франкофония» Сокурова — рассказ о том, как в годы разбушевавшейся стихии войны, жестокости, голода, депортаций удалось сохранить мировую сокровищницу искусства, Лувр. Перед зрителем — зримый образ: шторм в океане и корабль, перевозящий картины. Один смысл. Есть и другой: тема, которую собирается взять в этом научно-популярном фильме режиссер, для него настолько сложна, все равно как в шторм перевозить картины с одного края света на другой.
В этом случае лучше отказаться от всемогущества творца. Где есть возможность, давать игровые кадры, где такой возможности нет — документальные, и говорить с экрана, рискнуть вступить в диалог со мной, зрителем, и с теми, кто на экране. Стать одним из них, одним из персонажей фильма, у которого только одно преимущество. Он знает будущее. А они не знают.
Но знание будущего тоже ведь не прибыток. Не плюс, если ты не вне фильма, а в нем. Потому-то в начале фильма после шторма и появляется фотография Льва Толстого. Несколько ошеломляюще появляется. Удивляюсь, как сидящий рядом со мной зритель, которому кино не нравилось, не пробурчал: «Толстой-то здесь при чем? Вали кулем — потом разберем, так что ли?». Не так. Потому что Сокуров обращается к Льву Толстому, угрюмо смотрящему с экрана: «Лев Николаевич, вы же гений, могли бы предсказать, что ждет нас в ХХ веке? Предупредить? Молчит. Не отвечает». Всякий, кто читал удивительную «Четвертую прозу» Осипа Мандельштама, с ходу опознает измененную цитату из этой навылет, на грани фола прозы: «Александр Иванович Герцен! Разрешите представиться. Кажется, в Вашем доме… Вы, как хозяин, в некотором роде отвечаете… Изволили выехать за границу? … Здесь пока что случилась неприятность… Александр Иванович! барин! как же быть?!.. Совершенно не к кому обратиться!».
Именно, смежили очи гении и обратиться совершенно не к кому. Однако это обращение еще и неожиданным образом рифмуется с финальной сценой фильма. Директор Лувра во время оккупации, Жак Жожар, и нацистский куратор Лувра, граф фон Меттерних — в кафе. Меттерних: «Вы что-то грустны, мсье Жожар». Жожар: «Да и вам невесело, граф, — после паузы, — у меня просьба: двух моих сотрудников арестовали». Граф просматривает бумаги, обещает освободить одного из арестованных. Они выходят покурить в подсобное помещение. Оба стоят, курят. Голос Сокурова за кадром: «Господин Жожар! Господин Меттерних!» Граф Меттерних (удивленно): «Кто это?». Голос Сокурова: «Господа, пройдите, пожалуйста, вот сюда». Граф и Жожар входят в небольшую комнатку. Стоят два стула у стены. Голос Сокурова: «Садитесь, пожалуйста» Француз и немец садятся. Голос Сокурова: «Хотите, расскажу вам ваше будущее?» Жожар и Меттерних переглядываются. Голос Сокурова: «Я все равно вам его расскажу». И рассказывает.
Немец и француз после этого рассказа молчат. Наконец, Жожар закуривает и говорит: «Это — бред. Какой-то бред». Вот она — отсылка к началу, к вопросу Льву Толстому: знал ли он, гений, будущее, мог бы предсказать? Ответ — здесь, в финале, да, если бы и знал, если бы и предупредил, все равно никто бы не поверил.
Франкофония. Реж. Александр Сокуров.
Тема фильма формулируется на редкость просто и на редкость шокирующе: коллаборационизм, сотрудничество с оккупантами. Да еще с какими оккупантами — с нацистами! Мы как-то не отдаем себе отчет, что это ведь проблема и проблема непростая. А Сокуров говорит об этом, как о проблеме, просто так не решаемой. 1940 год. Франция еще не разгромлена, немцы рвутся к Парижу. Оборонять Париж до последнего? Чтобы в результате камня на камне в нем не осталось? Или поступить так, как поступили французы: объявить свою столицу — открытым городом. В большинстве своем эвакуироваться, бежать. Сохранить один из самых красивых городов мира.
На экране — вход немцев в Париж. Их встречает пустой город. Абсолютно пустой. Вымерший и целый. Гитлер едет по пустому городу. Оглядывает покоренную столицу. Иронический, закадровый комментарий Сокурова. «Осматривается. Вроде все на месте. Эйфелева башня стоит. Ну и хорошо». Вот главный герой фильма, Жак Жожар, ветеран первой мировой, туберкулезник (потому сейчас и не на фронте). Он организовал эвакуацию картин из Лувра. Они спрятаны до лучших времен в сухих подвалах пригородного парижского замка. В Лувре остались только статуи.
Немцы входят в город. Что делать Жожару? Бежать из Парижа? Заминировать Лувр — так не доставайся ты никому? Он остается. Встречает вежливых оккупантов. А с чего бы им не быть вежливыми? Как шутил Черчилль: «Не представляет труда быть вежливым с человеком, которого ты собираешься убить».
Жожар сам с ними вежлив. Сидит напротив графа Меттерниха, директора нацистского департамента «Kunstschutz» (охраны памятников) во Франции, осторожно беседует. Смотрит, вглядывается. Кто он — белокурый, долговязый, голубоглазый, длиннолицый аристократ-нацист — первый враг ему, французскому директору Лувра, или что-то в дремучей нацистско-аристократической душе шевельнется человеческое. Что отвешено ему, Жаку Жожару, и его Лувру? Девять граммов свинца и разграбление или что-то иное? Это ведь теперь и от него, от Жака Жожара зависит.
По-моему, самый сильный эпизод фильма — проход Жожара по коридорам пустого Лувра. Жожар идет вдоль пустых стен и бормочет: «Я сотрудничаю с врагом, но я знаю, почему я это делаю». Политики и генералы не смогли организовать сопротивление врагу, солдаты не смогли остановить врага, вообще-то, не выполнили свой долг. А у Жака Жожара — свой долг: сберечь Лувр, директором которого он назначен. И он этот долг выполнит, да, сотрудничая с врагом. Ни одной картины и статуи из Лувра в Германию вывезено не было. Здание не пострадало. Никак, никоим образом. Долг выполнен.
Но Сокуров принадлежит другой истории, другой стране. Поэтому стык в стык с пустым уцелевшим Парижем — кадры блокадного Ленинграда, Эрмитаж с вылетевшими от бомбежки стеклами, трупы на улицах, убитая девочка, женщина, волочащая мертвеца на салазках — ад. Ведь тоже красивейший город мира, но тут иной подход к проблеме. Драться до последнего, ничего и никого не жалеть. Только так можно остановить зло оккупантов. И получить кровавую бойню.
Кто прав? Это уж как ты сам решишь, на что решишься. Потому что перед тобой, если на тебя валится океанский вал истории, проблема, а не простая арифметическая задачка, дважды два четыре. Вот это понимание того, что перед тобой проблема и делает самым сильным элементом в фильме — интонацию рассказчика, Сокурова. Не знаю никакого другого фильма, в котором была бы так сильна интонация. Спокойная, сдержанная, внутренне напряженная, печальная интонация много пожившего, много думавшего человека.
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
05.07.2024
09.06.2024
06.05.2024
09.04.2024
19.03.2024