АЦ "Эксперт" опубликовал результаты Рейтинга индустриальных парков и особых экономических зон по итогам 2024 года
18.06.2025
15.05.2011 · Социальное развитие
Этой весной на Театр музыкальной комедии вновь просыпался золотой дождь всевозможных наград. Прямо-таки ливень. Постановка музыкального спектакля по Гоголю «Мертвые души» сначала была десятикратно номинирована на Национальную театральную премию и в итоге получила четыре «Золотые маски». Лучшим признан сам спектакль, а также его авторы: композитор Александр Пантыкин, режиссер Кирилл Стрежнев и дирижер Борис Нодельман. Затем театр удачно выступил на всероссийском фестивале-конкурсе «Арлекин» с детским мюзиклом «Кошка», получив одну из премий. И уже совсем недавно та же авторская команда «Мертвых душ» плюс либреттист Константин Рубинский и артист Евгений Зайцев (исполнитель роли Чичикова) стали лауреатами Губернаторской премии Свердловской области.
Взятую на «Золотой маске» высоту в некоторых СМИ пытались принизить (якобы соревноваться особенно не с кем) или просто не заметить. Хотя ни один спектакль в нынешней конкурсной программе кроме «Мертвых душ» - ни в драме, ни в опере, ни в балете - четырех наград не удостоился. Екатеринбургская постановка стала единственной, сумевшей продемонстрировать гармонию и высокий уровень всех компонентов.
Достижениям Музкомедии впору изумляться, но если вглядеться пристальнее, можно обнаружить немало закономерностей.
Фестивали уровня «Золотой маски» предпочитают театральную новизну. В этом смысле «Мертвые души» попадают в тренд идеально. Начнем с того, Гоголь здесь - не икона, а живой современный автор, чьи прозорливые диагнозы и жесткие вопросы актуальны как никогда. А потому постановка - отнюдь не плоская (с канканами да куплетами) иллюстрация к школьной программе. Сюжет с детективной интригой летит другой дорогой, прежних героев не узнать, куража и веселья предостаточно. Но поразмыслить все же есть шанс. Особенно в финале, когда после всех фантастических перипетий услышим сакраментальное: «Куда несешься ты? Дай ответ...». Жанр спектакля обозначен игриво - «гоголь-моголь» (благо, автор с говорящей фамилией). Но кажется, сами авторы в растерянности от того, что наворотили: не оперетта, не мюзикл в его классическом обличье, не драмспектакль с музыкальными и танцевальными вставками. Чистых шлягеров практически нет за исключением ударной темы «Пойдет писать губерния!», зато непрерывный ток действа пульсирует как в опере. Сам композитор позже предложил именовать жанр лайт-оперой (от англ. light - легкий). В любом случае «Мертвые души» - новое слово в так называемом «легком жанре». Отдающие нафталином приметы «старой доброй оперетты» наконец-то исчезли. Здесь все иное - проблематика, музыкальный стиль, исполнение.
За последние несколько лет «Мертвые души» стали шестой, а «Кошка» - уже седьмой постановкой театра, осуществленной впервые. То есть мировой премьерой. Как в далекие времена, когда театр называли «лабораторий советской оперетты», сегодня в Музкоме отчаянно экспериментируют. Начиная с 2004 года, ровно раз в год в афише появляются абсолютно новые названия. Сначала была «Ночь открытых дверей» Евгения Кармазина - Константина Рубинского по Диккенсу, затем к юбилею Победы военная история «Храни меня, любимая» Пантыкина. В следующем сезоне московский режиссер Дмитрий Белов выпустил нечто невиданное: джаз-роковый ремикс оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Заставив распроститься со многими стереотипами и приведя в театр новую актерскую команду, он соединил в крутой коктейль энергетику клубных ритмов и высокую классику позапозапрошлого века. После «Figaro» многим захотелось последовать пушкинскому совету: «Откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро"». Мюзикл с оригинальным названием «www.cиликоновая дура.net» продолжил разговор с молодежной аудиторией, хоть и спорили о нем до хрипоты. А потом пришло время исторического блокбастера «Екатерина Великая» Сергея Дрезнина в столичном постановочном размахе (см. «Императрица со скипетром и микрофоном», «Э-У» № 23 от 09.06.08). «Мертвые души» и мюзикл о кошке-инопланетянке на сегодня замыкают (но не обрывают - впереди планов громадье) линию новых спектаклей.
Помнится, еще в 90-е годы театр жил как все, то есть трудно. Скорее выживал. Но затем изменения начались буквально на глазах. Новую репертуарную стратегию предложил и стал последовательно осуществлять Михаил Сафронов, по должности - директор театра, по сути - продюсер, мотор и движущая сила главных процессов. По его рецептуре, успешный театр - это здоровая атмосфера и примат творчества над коммерцией, с главрежем Кириллом Стрежневым они работают в связке. Всегда приветствуются здоровые амбиции, подкрепленные профессионализмом. А главное - постоянное обновление. При Сафронове Музком стал своего рода музыкально-театральным холдингом. Под его крышей помимо основной труппы: солистов, артистов балета, хора и оркестра театра, дружно живут еще несколько самостоятельных творческих образований - ансамбль народных инструментов «Изумруд», детская вокально-хореографическая студия, один из лучших коллективов современного танца «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Задачу реформировать жанр, некогда популярный, но сегодня плетущийся в хвосте театрального процесса, произвести смену зрительских поколений решают старым и проверенным способом - созданием оригинальных спектаклей, сделанных с нулевого цикла, от работы с композиторами и либреттистами до выпуска премьеры.
Что интересно, Свердловская музкомедия не только спектакли выпускает, но и делает все для поднятия творческого тонуса, создания благоприятной атмосферы, в конце концов, для интеллектуальной рефлексии процесса.
Екатеринбург в последнее время не раз становился эпицентром активности: сначала международный фестиваль имени Кальмана, затем уже трижды проведенный Конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла им. Владимира Курочкина, международный конгресс «Музыкальный театр: оперетта и мюзикл сегодня». Затем театр стал площадкой и принял на себя все основные оргзаботы по проведению в Екатеринбурге, признанной столице contemporary dance, фестиваля современного танца «На грани». А этой весной перед выступлением в Москве Сафронов затеял недельные гастроли в Петербурге с четырьмя последними премьерами: зал театра Санкт-Петербургской музкомедии, что на Итальянской улице, рядом с Филармонией, ломился под наплывом желающих. Но и это еще не все. В питерском Доме актера прошел Круглый стол по проблемам российского мюзикла, собравший около сотни специалистов из разных уголков бывшего Союза. Рассуждали-спорили о многом: о самоопределении жанра, о терминологии, о проблемах и перспективах.
Сегодня жанр музыкального спектакля - лакомый кусок и поле перекрестных интересов самых разных сил. На мюзикл сплошь и рядом покушаются в драматических театрах, подчас не имея для этого самого необходимого - качественного оркестра и поющих актеров. В некоторых оперных наоборот, ищут пути к зрительскому сердцу через упрощение и доступность. Кроме обычных стационарных трупп, где властвует его величество русский репертуарный театр, еще в конце 90-х были предприняты попытки перенять бродвейские технологии изготовления мюзикла. Все делается вроде по-американски: сначала деньги, затем площадка, актерский кастинг, создание продукта и ежедневный прокат, пока есть зрительский спрос. Но истинных достижений немного: знаменитый «Норд-Ост», чья жизнь прервалась событиями на Дубровке, по-прежнему недосягаем. Есть еще один путь: несколько московских компаний занимаются производством русских версий импортного продукта. Это когда спектакль переносится ровно в том виде, как он играется по всему миру. Шаг вправо, шаг влево - расстрел, в том смысле, что авторскими правами здесь защищено все. Лишенные воздуха импровизации русские актеры, как правило, чахнут, в итоге западный секонд-хенд по сходной цене особых успехов, финансовых том числе, не приносит.
Но существование рядом двух абсолютно разных экономических и сущностных моделей музыкального спектакля - в его российской версии репертуарного театра и прокатных компаний - вносит серьезную интригу. Есть опасение, что здоровой конкуренции не получится, соревнование театральных идей и новаторских поисков сменит банальная борьба бюджетов. Кстати, совсем недавно стало известно, что осенью в Москве, в здании легендарной «Горбушки», открывается театр русского мюзикла. О творческой программе пока мало известно, но колоссальный опыт и оргресурс таких тяжеловесов, как продюсер Давид Смелянский и бывший министр культуры, телеведущий Михаил Швыдкой (они возглавят предприятие), дают основание думать, что все будет по-взрослому. Во всяком случае, в прошлом году те же четыре «Золотые маски» достались спектаклю «Продюсеры», российской адаптации американского мюзикла Мела Брукса, осуществленной в театре Александра Калягина «Et Cetera», где продюсером выступал тот же Смелянский. Думается, успех постановки был обеспечен помимо всего прочего слиянием принципов заокеанского мюзикла и русского театра.
Современный контекст жизни екатеринбургского театра богат и разнообразен, и соревноваться ему уж точно есть с кем. А на вопрос, появился ли в родных палестинах желанный отечественный мюзикл, можно отвечать утвердительно, как бы ни именовался сей жанровый гибрид. Его черты просвечивают четко. Сюжет, связанный либо с нашей историей, либо с большой литературой, чьи герои хорошо известны. Так уж мы устроены: литературоцентризм русской художественной жизни - давнишний факт. По структуре такой спектакль намного сложнее обычной нарезки из скетчей и музыкальных номеров. Здесь нужен современный саунд, аранжировки - все, как полагается. Он не выносит хореографии в виде подтанцовок: танец - одно из главных выразительных средств. Сцена должна быть одета по моде и к лицу, световая партитура просчитана до мелочей. Спецэффекты? С этим сложнее. Но есть желание поразить размахом, иногда - роскошью. Одно из главных условий - сыгранный ансамбль актеров-универсалов, равно владеющих приемами драматической игры, микрофонного пения и пластики. У лучших из современных постановок есть отчетливое желание отмежеваться от шоу-бизнеса, от потакания низкому вкусу и попсовому репертуару. В идеале спектакль рождается как авторское послание, а не просто как продукт для продажи. Жизнеспособность его зависит от многих обстоятельств, но главный фактор всегда один - талант. И успешна постановка лишь тогда, когда бродвейским технологиям и поточному конвейеру противостоит не доморощенная кустарщина, а тонкая ручная работа по индивидуальному образцу.
Дополнительные материалы:
- Александр, как случилось, что «дедушка уральского рока» вдруг стал автором для Музкомедии?
- С середины 80-х, после юношеского периода, отданного року, я много работал в кино и в драматическом театре, но полного удовлетворения не получил. Хотел попробовать себя в музыкальном театре. В 2003 году повезло: пригласили написать для нашей Музкомедии мюзикл о войне. Так я «подсел» на музыкальный театр: что-то внутри провернулось, заработал неведомый механизм, началось освоение неизвестного пространства.
- Каков алгоритм работы над новым сочинением?
- Наверное, обычный: максимальное количество информации, книги, фильмы, спектакли, разные материалы, интернет вдоль и поперек. Сегодня уже недостаточно композиторской интуиции, необходимы знания в области драматургии, жестко связанные с конкретными приемами развития музыки. И я опять пошел учиться: в Петербургскую театральную академию по специальности «театральная драматургия». Уже сдал первую сессию.
- Почему «Мертвые души» - лайт-опера?
- Приставка «лайт» с моей точки зрения обозначает некоторые отличия от обычной оперы: музыка «съедобна», не обременена сложным языком. Оперный композитор держит в голове форму спектакля от начала до конца, а обычный мыслит одним номером - песней, арией. Слышать целиком - это отдельное профессиональное умение. В основе «Мертвых душ», например, две интонации: тема обмана-интриги-денег-наживы, которая характеризует Чичикова, Лизу, губернаторскую команду и помещиков, и тема духовного-душевного-нравственного в человеке, связанная с Селифаном и мертвыми душами. Противостояние этих двух начал и обеспечивает симфоническое развитие музыки спектакля.
- Текст с музыкой обычно сильно связаны...
- Поэтическая метафора вызывает к жизни метафору музыкальную. Персонификация героя заставляет композитора внимательно относиться к его музыкальному языку. Например, ключевая фраза в арии Ноздрева в «Мертвых душах» - «редкая лошадь долетит до середины Днепра». Отсюда и сам Ноздрев, и его слуги «ржут», как кони. Партитура насыщается «лошадиными» приемами - нарочитые глиссандо, динамичное развитие вокальной формы от быстрых речитаций до распевно-полетных тем...
- А что сегодня происходит с жанром?
- Похоже, мы становимся свидетелями возникновения нового музыкально-сценического жанра. Воедино сливаются высокое и низкое, массовое и элитарное, живое и электронное. Современный музыкальный театр вобрал в себя все многообразие приемов. И кто ими владеет, тот на коне.
18.06.2025
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
18.06.2025
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024