АЦ "Эксперт" опубликовал результаты Рейтинга индустриальных парков и особых экономических зон по итогам 2024 года
18.06.2025
19.12.2021 · Практика управления
24 бизнес-проекта созданы в малых городах Свердловской области по единственной в России программе Business-Data. Инициатор — Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Проект занял первое место в треке «Новые идеи для бизнеса» конкурса «Сильные идеи для нового времени» Агентства стратегических инициатив, а также вошел в топ-100 лучших идей России. Аналогов в других регионах нет. Суть — в поиске свободных рыночных ниш для запуска предприятий. Основа для аналитики — платежные транзакции жителей. Всего за время реализации проекта в семи городах проанализировано более 197 млн транзакций 420 тыс. пользователей карт. Исследование платежных данных позволяет выявить нереализованный спрос: какими услугами пользуется население, как далеко от места жительства (соответственно, каких услуг не хватает дома), какая доля трат осуществляется за пределами района, города. Незаполненные ниши плюс подходящие франшизы (а в каталоге фонда более 150 брендов), заем на сумму до 5 млн рублей под процент, равный ключевой ставке Центробанка. В итоге — новый бизнес, обеспеченный спросом.
— Фонд определяет незанятые ниши, помогает предпринимателям выбрать франшизу, организационно-правовую форму, разобраться с налогообложением, при необходимости обучает и оказывает финансовую поддержку, — рассказал директор СОФПП Валерий Пиличев.
До конца 2021 года в рамках Business-Data откроются бизнесы в Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле и Краснотурьинске. Там появятся новый фитнес-клуб, кафе, пиццерия и детский центр. А в 2022 году проект будет реализован в семи городах. Новые инструменты развития малого и среднего бизнеса «Э-У» обсудил с Валерием Пиличевым.
— Валерий Валерьевич, в основе Business-Data — запросы предпринимателей на перезапуск бизнеса, новые направления?
— Представьте себе небольшой город. Есть предприниматель, который хочет что-то открыть, но не знает, что именно. Не знает, какие направления ему осваивать. У него есть коммерческое помещение на первом этаже. Предположим, раньше там располагался небольшой магазин продуктов. Его пришлось закрыть, потому что рядом появился федеральный ритейлер. Бизнесмен приходит к нам и говорит: «Я не могу конкурировать. У меня есть помещение, я хочу чем-то заняться. Что мне делать?». Мы предлагаем магазин франшиз, который существует с 2019 года. Предприниматель спрашивает: «Что мне открыть в этой точке — пекарню, химчистку?». И вот тогда мы анализируем неудовлетворенный спрос. Например, если жители одного района пользуются химчисткой в другом районе города, значит, в их локации не хватает химчистки. Если там ее открыть, есть большая вероятность, что эти люди пойдут именно к тебе. Есть работающие франшизы, ты можешь взять заем и запустить бизнес.
— Большая часть проектов связана с фастфудом. В любом городе можно провести исследование?
— В основном это, конечно, фастфуд, причем нишевый. Например, азиатский или итальянский. Но есть и образовательные проекты. Например, логические школы, робототехника и т.п. Анализ транзакций не во всех городах можно сделать. Так, в моногородах население привыкло снимать всю зарплату в банкомате и расплачиваться наличкой.
— Свободные ниши можно без исследования определить?
— Проект не ограничивается цепочкой — исследование рынка, франшиза, заем, бизнес. Тем более где-то эти свободные ниши очевидны. Например, во многих небольших городах не хватает кофеен, а спрос есть.
И франшиза абсолютно необязательна. Некоторые предприниматели приходят со своими бизнес-идеями. Кто-то мечтал кафе открыть, где в меню преобладает курица. Пожалуйста, реализуйте. У нас для вас есть
комплекс мер поддержки.
— Ниша свободна, спрос есть, предприниматель имеется, поддержка в наличии. Чтобы замкнулась цепочка, должно быть еще платежеспособное население.
— Конечно, платежеспособность населения — отдельная тема. Но пока мы запускали бизнесы в относительно крупных городах: Асбесте, Богдановиче, Каменске-Уральском, Новоуральске, Первоуральске, Нижнем Тагиле и Краснотурьинске. Наибольшее число проектов запустили в Первоуральске (семь предприятий) и Каменске-Уральском (пять). В среднем на подготовку одного проекта уходит три-четыре месяца. Последний пример — барбершоп «Алебарда» и азиатское бистро «Вкус улиц» в Первоуральске.
— Назовите самые востребованные франшизы.
— «Алебарда», «Мякушка», «Алгоритмика», «33 пингвина», «ItalianPizza».
— Продолжается реализация эксперимента по применению нового налогового режима для самозанятых. Зарегистрировано около 108 тыс. плательщиков НПД. Поставленный на федеральном уровне KPI перевыполнен. Нарисуйте портрет свердловского самозанятого.
— В области более 100 тыс. самозанятых. С начала 2021 года их количество удвоилось. Наиболее популярные виды деятельности: перевозка пассажиров и грузов (7,7%), доставка на дом (2,7%), маркетинг и реклама (2,5%), ремонт (2%), аренда квартир (1,8%), торговля произведенным товаром (1,7%),
обучение и репетиторство (1,6%). По сути, есть три крупные группы самозанятых. Первая — перевозчики. Они, как правило, заключают соглашение с агрегатором и работают как самозанятые. Эти предприниматели составили костяк первой волны, когда в 2020 году в качестве самозанятых зарегистрировались 15 — 20 тыс. человек. Вторая группа — «пассивные бизнесмены». Это те, кто, например, сдает какую-либо недвижимость в аренду. И если раньше это был большой «серый» рынок, то теперь они могут делать это абсолютно легально. Третья группа активно продвигает себя в соцсетях. Она активизировалась после COVID-19. Это визажисты, фотографы, кулинары, копирайтеры, мастера по ремонту и т.д. Пандемия подстегнула взрывной рост количества самозанятых.
— А минусы есть у этого явления?
— Не поверите, но нам стали говорить, что мы излишне продвигаем самозанятость. От этого, например, пострадала индустрия красоты. Мастера стали уходить из студий и самостоятельно оказывать услуги, для них самозанятость оказалась выгоднее. Соответственно, владельцы студий не очень этим довольны (см. об этом «Списать на COVID не получится», с. 18 — «Э-У»). Но бизнес — это бизнес, человек всегда выбирает то, что для него лучше, удобнее. Вполне естественно, что мастера воспользовались тем инструментом, который им предложило государство.
— Какая поддержка сегодня необходима плательщикам НПД — образовательная, финансовая?
— Во-первых, это образовательные программы, мастер-классы. Например, мы учим работать с маркетплейсами, с помощью которых самозанятые могут реализовать свою продукцию. Учим продвигать товары в социальных сетях. Во-вторых, льготное финансирование. Например, специальный заем «Самозанятым». Сумма — от 100 до 500 тыс. рублей, срок — от 3 до 24 месяцев, ставка — 7,5%. Обеспечение: поручительство, залог. Они на равных условиях с ИП или ООО могут претендовать и на другие финансовые продукты. В-третьих, информационная и консультационная поддержка. В 2021 году мы провели для предпринимателей 2974 консультации. Плюс бесплатные вебинары, форумы и т.п. В-четвертых, помощь в организации продаж. Хороший пример — кейсы с МЕГА Екатеринбург (бутик уральских дизайнеров МЕГА-стартап, Ярмарка детских товаров и услуг, «Рождественский бутик» и т.д).
— В 2021 году Фонд выдал максимальный за все время существования организации объем поручительств по кредитам, что позволило предпринимателям привлечь более 7 млрд рублей банковских займов. Как эти высокие показатели можно объяснить? Сколько банков-партнеров у фонда?
— Сыграли три фактора. Первый — докапитализации фонда из регионального бюджета в 2020 году. Соответственно, у нас увеличился лимит, который мы можем использовать. Второй — активная позиция банковского сообщества. Сегодня у фонда 26 банков-партнеров. Третий — мы перенастроили свои системы, выстроили новый формат взаимодействия с бизнесом с помощью сервисных цифровых решений.
— Фонд также выдал более 700 займов на сумму 1,4 млрд рублей. На кого прежде всего ориентирована эта мера поддержки, какие сферы? Каков портрет основного заемщика? Усредненная сумма?
— Сферы — любые. 40% МСП — это торговля, еще 40% — производство. И 20% — услуги. В линейке фонда девять займов, выбрать можно под любую ситуацию: для старта, развития проектов, закупочной деятельности, преодоления последствий кризиса. Большей популярностью пользуются займы на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования, недвижимости или транспорта. Сумма займа до 5 млн рублей, срок до 24 месяцев, ставка ниже уровня инфляции (как правило, привязана к ключевой ставке Банка России, для моногородов: 0,5 ставки). Средняя сумма займа — около 2 млн рублей.
Основной заемщик — малый предприниматель из небольшого населенного пункта, для которого 3 — 5 млн рублей для оборотки, чтобы пополнить склад или закрыть кассовый разрыв, это существенная сумма. В некоторых территориях вообще нет банков или их очень мало. Есть нюансы при оценке таких заемщиков. И в этом смысле фонд берет на себя социальную функцию, поддерживая предпринимателей, которые не могут взять заем, там, где живут и работают. Здесь мы с банками не конкурируем, мы, скорее, закрываем образовавшуюся нишу.
— СОФПП запустил новую услугу — содействие в выпуске облигаций. Фонд только консультирует бизнес или сопровождает его на всех этапах выпуска облигаций? Сколько выпусков вы помогли организовать?
— Фонд и консультирует, и выступает посредником при подготовке эмиссии облигаций. Помогаем проходить собеседование, готовим документы, занимаемся продвижением. То есть когда компании выпускают облигации, мы их рекламируем. Задача фонда — не только займы выдавать, но и придумывать новые инструменты, которые органично впишутся в рынок.
Успешно завершены два выпуска: управляющей компании образовательных организаций «4К», эмитирующей коммерческие облигации на сумму 1 млрд рублей, и инжиниринговой компании «Реиннольц» с выпуском биржевых облигаций на 1,5 млрд рублей. Готовится выпуск еще двух компаний: предприятия химической промышленности и ИТ-компании. Параметры можем сообщить только после выпуска. В работе заявки еще около десяти компаний из разных отраслей: ИТ, новые материалы, медицинские услуги.
— Растет интерес бизнеса к альтернативным источникам финансирования. Как развивается первая инвестиционная платформа в стране, созданная региональным институтом развития — СОФПП?
— Краудинвестинговой платформе «ВДело» больше года. Она выполняет роль онлайн-посредника между инвесторами и заемщиками, позволяет им оперативно найти друг друга и оформить свои отношения в правовом поле. В 2021 году на платформе зарегистрировано и подтверждено более 900 пользователей, размещено свыше 600 проектов, на сегодня профинансировано 319 проектов на сумму 525 млн рублей. По объему финансирования проектов «ВДело» входит в топ-5 крупнейших инвестиционных платформ в России (всего на сегодня в России 45 платформ).
Наша основная задача — обеспечить информацией потенциальных инвесторов, чтобы не боялись вкладываться в проекты. Мы используем опыт СОФПП по экспертизе проектов. За 20 лет накоплена большая база данных. Привлекать средства могут индивидуальные предприниматели и юрлица, зарегистрированные и ведущие деятельность в Свердловской области. Период инвестирования — от 20 дней до 12 месяцев. Размер инвестиций — от 5 тыс. рублей до 1 млрд рублей. Деньги перечисляются на номинальный счет платформы и переводятся заемщику только в случае, если проект наберет нужный размер финансирования.
— И в этом, и в прошлом году пользовались популярностью эфиры Sofp Live, экспертов смотрят не только свердловские предприниматели, но и соседи. Какие темы в топе по количеству просмотров?
— За год мы провели более 90 эфиров нашей студии. Количество просмотров «в прямом эфире» — более 60 тысяч, с учетом «допросмотров» в соцсетях — более 150 тысяч. В топе — темы с разъяснением по работе бизнеса в условиях повышенной готовности: обязательная вакцинация, QR-коды.
— Продолжает работать горячая линия СОФПП?
— Работает без выходных. С начала года — уже более 25 тыс. обращений. Основные темы обращений: финансовая поддержка (займы фонда) и разъяснения по порядку работы бизнеса в условиях антиковидных ограничений. Много вопросов по разъяснению законодательства, в том числе трудового. Специально подключили к работе на «горячей линии» семь юристов.
18.06.2025
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
18.06.2025
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024