АНЦЭА

Российские грузоперевозчики: «В Казахстане вынужденно парковались на ночь, но обошлось без ущерба»

@aleksandarlittlewolf ©

17.01.2022 · Инфраструктура

Как ситуация в Казахстане сказалась на товарообороте с Россией

Начавшиеся 2 января массовые беспорядки в Казахстане не только осложнили политическую ситуацию вокруг нашего южного соседа, но и временно затруднили экономическое взаимодействие между нашими странами. Влияние Казахстана на российскую экономику достаточно сильное. Если говорить о приграничном Уральском федеральном округе, то в общем экспорте предприятий УрФО доля Казахстана составляет почти 5% (пятое место среди внешнеторговых партнеров УрФО после Китая, Нидерландов, Германии и Турции). По данным Уральского таможенного управления, за 11 месяцев 2021 года в Казахстан было экспортировано товаров на сумму 1,843 млрд долларов. Казахстанский импорт на Урал еще более внушителен — за январь — ноябрь прошлого года он составил 2,306 млрд долларов, что соответствует доле 17% от всего импорта УрФО (третье место после Южной Кореи, поставившей Новатэку газовозы, и Китая).

Перевозка львиной доли грузов между Россией и Казахстаном, а также транзитных грузов из Китая и среднеазиатских республик через территорию Казахстана осуществляется автотранспортом, работа которого в начале этого года оказалась существенно затруднена. Казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев ввел режим чрезвычайного положения во всех регионах республики на период с 12:30 5 января до 00:00 19 января текущего года. В период действия чрезвычайного положения введен комендантский час с 23:00 до 07:00, а также ограничено передвижение транспортных средств, в том числе въезд в города Нур-Султан, Алматы, Актау, Алмаатинскую и Мангистаускую области.

Российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) 6 января обратилась к сотрудникам входящих в нее предприятий: «Просим вас до нормализации ситуации проявлять максимальную осторожность при осуществлении перевозок грузов по территории Казахстана, по возможности — воздержаться от их выполнения». В тот же день корреспондент РИА «Новости» сообщил из Казахстана: «Трассы между городами и регионами закрыты. Автомобили не выпускают».

В то же время российские таможенники на границе с Казахстаном работали и продолжают работать в штатном режиме. «Ситуация у южного соседа никак не повлияла на работу таможенной службы. Прохождение грузов через границу осуществляется в штатном режиме», — прокомментировал нашему изданию начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов.

Ситуация с грузоперевозками стабилизируется

Российские грузоперевозчики не склонны драматизировать ситуацию в соседней республике.

— В настоящее время «Байкал-Сервис» отправляет грузы в Казахстан. Как сообщил представитель нашего партнера в Казахстане, ситуация с грузоперевозками там постепенно стабилизируется. При прохождении грузов через границу и таможни проблем возникнуть не должно. Введены блокпосты в определенных административных и областных центрах, где после полного досмотра и проверки документов автотранспорт допускается к проезду, — рассказал директор по транспортной логистике компании «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов. — Многие компании в Казахстане сейчас работают удаленно либо неполный рабочий день, что может сказаться на увеличении сроков доставки. Работа интернета восстановлена. Что касается нашей компании, то мы восстановили доставку грузов в г. Усть-Каменогорск, выдача грузов со склада проводится, приостановлена только доставка по городу.

— Помимо осуществления грузоперевозок автотранспортом в Казахстане, мы также перевозим транзитом через эту страну грузы в Узбекистан. С какими-то глобальными трудностями мы не столкнулись, — поделился руководитель филиала в Екатеринбурге компании «ТРАСКО» Максим Игнатов. — Контролирующими органами Казахстана был несколько усилен досмотр въезжающих со стороны России на территорию их страны грузовых автомобилей, но это все проходило в рамках разумного. Критичных задержек по времени на оформление и осмотр грузов на границе не произошло. В Казахстане наши водители столкнулись с введением комендантского часа. Но со стороны казахстанских контролирующих органов все было сделано корректно. Грузовые автомобили на ночь останавливались на парковках, утром продолжали свое движение. О каких-либо выступлениях, противоправных действиях в отношении водителей и автопарка нашей компании и других перевозчиков нам неизвестно. Хотя мы этим интересовались, запрашивали информацию в нашей страховой компании по поводу того, как в данном случае будет трактоваться возможный ущерб. У страховщиков не было каких-либо обращений от перевозчиков по вопросам нанесенного ущерба.