АЦ "Эксперт" опубликовал результаты Рейтинга индустриальных парков и особых экономических зон по итогам 2024 года
18.06.2025
25.07.2021 · Социальное развитие
Российские университеты продолжают активно встраивать онлайн-курсы в образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования.
На Урале безусловным лидером в этом направлении выступает Уральский федеральный университет (УрФУ): в среднем 20% образовательной программы студенты вуза осваивают сегодня на основе онлайн-курсов.
— Это не означает, что студенты занимаются самообучением, — подчеркивает заместитель проректора УрФУ по образовательным технологиям Виола Ларионова. — Используются различные модели онлайн-обучения в зависимости от целей и задач, которые ставит преподаватель. Это может быть исключительно электронное обучение с сопровождением учебного процесса педагогом в онлайн-среде, смешанное обучение или перевернутый класс, когда преподаватель проводит частично очные занятия, а остальные активности переносятся на платформу. Также онлайн-курс может выполнять поддерживающую функцию в традиционном обучении.
В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) внедрен смешанный формат обучения, при котором лекции проходят в традиционном формате в университете, но кроме этого на портале «Электронный ЮУрГУ» размещено множество дополнительных материалов, практикумов, форумов и различных заданий. Смешанный формат в случае экстренной ситуации или повторного введения ограничений на проведение очных занятий позволит университету перейти полностью в онлайн в короткий срок. Кроме смешанного формата обучения в университете есть десять направлений подготовки, которые реализуются исключительно в онлайн-формате с применением дистанционных образовательных технологий на базе Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Так, программа дистанционной подготовки по системе e-learning при помощи новейших информационных интернет-технологий и мультимедиа позволяет студенту лично «присутствовать» на онлайн-лекции или посмотреть ее позже, в записи. Если что-то непонятно, можно разобраться, воспользовавшись другими ресурсами. При обучении студентов по техническим направлениям применяются виртуальные лабораторные практикумы. В распоряжении университета имеется и система прокторинга — это процедура наблюдения и контроля во время дистанционных испытаний.
В Ижевском государственном техническом университете (ИжГТУ) также стремятся выстроить гибридный формат обучения. Доля образовательных программ, обеспеченных собственными онлайн-курсами, составляет 5 — 7% от общего числе реализуемых образовательных программ, но ставится задача увеличить их долю. Для этого проводятся конкурсы онлайн-курсов, выделяются внутренние гранты университета для развития онлайн-образования. ИжГТУ движется по пути формирования индивидуальных цифровых траекторий студентов, гибких форм обучения за счет возможности выбора онлайн-курсов, разработанных не только профессорами университета, но и ведущими российскими преподавателями и учеными, а также возможности использования искусственного интеллекта и больших данных.
Еще год назад казалось, что вызванный пандемией экстренный переход вузов на дистанционное обучение станет временной мерой. Категорическими противниками дистанта были многие преподаватели и студенты, считавшие, что это резко снизит результаты образовательного процесса.
— Не все смогли сохранить качество обучения на должном уровне в первой волне эпидемии весной 2020 года, но были вынуждены выстроить систему дистанционного обучения к началу 2020/21 учебного года. Тогда и студенты, и преподаватели почувствовали возможности качественного дистанта и даже его преимущества, не умаляя высокой ценности очного общения в традиционке, — рассказала Виола Ларионова. — Сравнение результатов опроса студентов и преподавателей в начале пандемии и год спустя показало, что доля явных противников онлайн-обучения среди преподавателей сократилась вдвое, а большинство студентов стали склоняться к смешанной технологии, отмечая гибкость учебного процесса и открывшиеся для них возможности. При этом успеваемость студентов, как показал анализ, не претерпела существенных изменений, а по некоторым дисциплинам даже повысилась.
Аналогичную тенденцию отмечают и в других уральских вузах.
— Большое количество преподавателей взяли на вооружение инструменты и методики смешанного обучения и продолжают их использовать в традиционной очной и заочной формах обучения. Студенты тоже приняли дистанционные технологии на «ура» — это то, что они используют в повседневной жизни. Один из важных моментов: у студента появилась возможность получить консультацию в любое удобное для него время, — отметил директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Александр Демин. — Мы постоянно проводим мониторинг. На одном из ученых советов уже в 2021 году были представлены данные по успеваемости студентов: по сравнению с прошлым годом она выросла. Скорее всего, на эти показатели повлияло несколько факторов. Но, безусловно, использование онлайн-ресурсов и смешанное обучение в целом положительно сказались на качестве образования.
В университетах осознали преимущества цифровых технологий в образовательном процессе, расширяющих возможности для развития потенциала как студентов, так и преподавателей. Онлайн-курсы помогают выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента, изучать курсы ведущих российских и зарубежных университетов, получать дополнительные востребованные на рынке компетенции.
— Использование цифровых и мультимедийных технологий позволяет подавать информацию слушателям в более интересной и насыщенной форме. Кроме того, оцифровка учебных материалов улучшает ситуацию с усвоением знаний студентами, находящимися на изоляции, и студентами с ограниченными возможностями здоровья, — перечисляет выгоды цифровизации и.о. ректора ИжГТУ Александр Губерт. — Производство электронного контента и внедрение электронных учебных курсов, онлайн-курсов позволяет включить проектную работу в учебный процесс. Цифровой формат позволяет студенту пересматривать лекции с любого момента, изучать учебные материалы в удобное время и в любом месте, усваивать знания в комфортном темпе и даже формировать индивидуальную учебную траекторию. Преподаватели, подготовив базовый материал в цифровом формате, встречаются с обучающимися на семинарах и обсуждают сложные вопросы, не тратя время на пересказ очевидных моментов. Автоматизированные системы проверки могут показать студентам пробелы в знаниях, не отнимая драгоценное время преподавателя на рутинную работу. Виртуальные лаборатории позволяют не только экономить бюджет на приобретение и поддержку дорогостоящего оборудования, но и снизить вероятность несчастных случаев при работе студента с опасными технологиями и инструментами.
По словам Александра Демина, благодаря использованию новых технологий повышается индивидуализация обучения:
— Любой онлайн-ресурс дает возможность групповых занятий, но преподаватель может выстроить систему внутри портала и давать задания в зависимости от уровня подготовки и успеваемости студентов. Еще один важный момент, обеспечивающий успех дистанционного и смешанного обучения, — подготовка преподавателей к такому формату работы. Были созданы специальные образовательные программы по работе портала, электронному обучению и педагогическому дизайну, например, программы «Педагогические технологии в SMART-университете в дистанционном формате», «Электронное обучение в вузе: оценка качества электронного учебного курса», «Балльно-рейтинговая система оценивания результатов учебной деятельности студентов».
Опыт реализации дистанционного обучения в период пандемии подтолкнул Уральский федеральный университет совершить качественный скачок в развитии онлайн-образования. В этом году УрФУ запускает две программы магистратуры на русском языке полностью в онлайн-формате по самым востребованным направлениям. Первая — «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике» Института экономики и управления УрФУ. Это междисциплинарная практико-ориентированная программа, направленная на формирование компетенций в сфере управления региональным развитием в условиях цифровой трансформации экономики. Выпускники получат научный подход к реализации проектов цифровизации smart city и решению сложных, нестандартных проблем.
Вторая программа — «Инженерия машинного обучения» — нацелена на подготовку высококлассных инженеров в области архитектуры масштабируемых ИT-систем на основе искусственного интеллекта. В университете подчеркивают, что обе эти программы объединяет соответствие высокому запросу со стороны рынка труда на специалистов, обладающих цифровыми компетенциями и способных участвовать в цифровой трансформации различных сфер экономики.
Кроме того, УрФУ открыл безграничные образовательные возможности для студентов на платформе Coursera. Сегодня более 1500 лицензий предоставляется студентам и преподавателям для доступа к онлайн-курсам от ведущих российских и зарубежных университетов. Курсы используются для индивидуализации образовательной траектории студентов и получения ими дополнительных компетенций. Преподаватели осваивают курсы, повышая квалификацию и обогащая опыт новыми методиками, педагогическим дизайном и актуальным контентом.
В ИжГТУ также активно обновляют электронный контент и внедряют онлайн-курсы в образовательный процесс. За последний год разработан и размещен на открытой платформе онлайн-курс «Докторская диссертация», завершается работа над онлайн-курсами «Проектная деятельность» (для включения проектной работы в учебный процесс) и «Начертательная геометрия» с сурдопереводчиком (курс планируется использовать для слабослышащих студентов).
Вместе с тем в вузах признают, что развитие цифровизации и внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс являются лишь инструментами и сами по себе не могут повысить качество обучения. В основе успешности остается человеческий фактор — мотивированность студентов на обучение, с одной стороны, и желание преподавателя совершенствовать учебный процесс, находить новые, более эффективные способы коммуникации, внедрять цифровые технологии — с другой. Самая сложная задача — выстроить коммуникацию студента и преподавателя, не только очную, но и в онлайн-среде. Именно это стоит во главе угла при реализации любой образовательной программы вне зависимости от ее формата.
18.06.2025
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
18.06.2025
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024