АЦ "Эксперт" опубликовал результаты второго Рейтинга архитектурных бюро и проектных компаний Урала и Западной Сибири
26.05.2025
12.07.2021 · Инфраструктура
В июле 2016 года началась операционная деятельность Акционерного общества «Екатеринбургская теплосетевая компания» (ЕТК). Для города-миллионника это был весьма смелый эксперимент, предусматривавший объединение в рамках ЕТК ресурсов двух ведущих теплоснабжающих компаний региона — частной и муниципальной и создание на их основе одного из крупнейших в стране по объему эксплуатируемых активов предприятий, обеспечивающих потребителей теплом и горячей водой. Напомним, в состав ЕТК перешли расположенные в Екатеринбурге теплосетевые активы ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» (СТК), входящего в состав группы «Т Плюс», и теплосетевые и генерирующие активы ЕМУП «Екатеринбургэнерго». Функции единого исполнительного органа в компании по договору управления стала выполнять компания «Т Плюс».
В составе Екатеринбургской теплосетевой компании оказалось огромное хозяйство: сегодня ЕТК осуществляет эксплуатационное и ремонтное обслуживание более 440 центральных теплопунктов, почти 3 тыс. км магистральных, квартальных и тепловых сетей, 11 насосных станций, поставляет горячую воду и тепло для 1,5 млн потребителей жилищно-коммунального хозяйства (около 70% жителей Екатеринбурга). Объединение этих ресурсов было призвано повысить эффективность диспетчеризации городской теплосети и оптимизацию распределения тепловой нагрузки между источниками. Перед совместным предприятием ставилась главная задача — реализовать проект по коренной реконструкции системы теплоснабжения уральской столицы, значительно улучшив качество предоставления услуги потребителям.
— Создание ЕТК было продиктовано необходимостью что-то менять, иначе состояние теплосетевого комплекса Екатеринбурга к тому моменту могло привести к очень высокому уровню повреждаемости со всеми соответствующими проблемами: и отсутствие качества, и в принципе отсутствие услуги по снабжению потребителей теплом и горячей водой. Руководители города и группы «Т Плюс» понимали, что только единая компания может решить эти вопросы, — рассказал исполнительный директор Екатеринбургской теплосетевой компании Андрей Шмельков. — Были различные юридические препоны. По имущественному праву теплосеть была разделена: магистральная сеть находилась на балансе СТК, а все прочие сети, включая теплопункты — на балансе МУПа. Соответственно возникали разногласия и с точки зрения распределения потерь, и с точки зрения оказания услуги по качеству, и вообще оказания услуги потребителю. Единая компания как теплосетевой оператор стала решать эти вопросы быстрее и проще, потому что управляет единой сетью. Это позволило мобилизовать силы, источники для выполнения масштабных работ по ремонтным и инвестиционным программам.
Пять лет — достаточный срок для того, чтобы оценить результаты деятельности ЕТК. В соответствии с Федеральным законом № 190 «О теплоснабжении», ответственность за теплоснабжение муниципального образования несет местная администрация. Заместитель главы Екатеринбурга Владимир Гейко, проинспектировавший в июле ход работ по реконструкции городских сетей теплоснабжения, которую ведет Екатеринбургская теплосетевая компания, дал высокую оценку работы ЕТК за пятилетний период:
— Городская администрация ведет с ЕТК конструктивную и продуктивную работу, с полным взаимопониманием, в рамках действующего законодательства. Выражу свое личное мнение и уверен, что это и мнение администрации города: создание пять лет назад Екатеринбургской теплосетевой компании себя полностью оправдало. За этот период были модернизированы и автоматизированы все теплопункты. Повысились темпы замены тепловых сетей — порядка 70 км в год, с использованием современных технологий и материалов. Благодаря этому снижается количество аварийных ситуаций на теплосетях. Сделаны огромные вливания в развитие системы теплоснабжения, причем в условиях действующих тарифов, рост которых государство стремится сдерживать.
Для потребителей оценка работы теплоэнергетиков основывается, по сути, на двух простых критериях: комфортная температура в помещении в отопительный период и бесперебойное снабжение горячей водой. В первую очередь это зависит от объемов плановой замены трубопроводов. За пятилетку ЕТК направила на эти цели около 7 млрд рублей. Объемы перекладок ежегодно растут. В текущем году по объектам инвестиционной программы подлежат реконструкции 24 км тепловых сетей и 46 км — по ремонтной программе. Важно, что эти работы ведутся без отключения потребителей, обеспечивая подачу горячей воды по временным схемам.
Один из ключевых показателей технической политики Екатеринбургской теплосетевой компании — снижение повреждаемости, и самое главное — на магистральных сетях. За пять лет наблюдается устойчивый тренд по снижению этого показателя именно благодаря возросшим объемам перекладок. Так, за отопительный период 2020 — 2021 годов количество повреждений трубопроводов в Екатеринбурге снизилось до 917 по сравнению с 1029 повреждениями в предыдущем отопительном периоде.
Второе важнейшее направление работы ЕТК — повышение качества услуги. Екатеринбургские теплоэнергетики развернули в масштабах города систему диспетчеризации и автоматизированную систему управления теплоснабжением, что позволяет улучшить снабжение потребителей как теплом, так и горячей водой. Этому во многом способствовала цифровизация. В декабре прошлого года ЕТК ввела в эксплуатацию «цифровой двойник» системы теплоснабжения Екатеринбурга стоимостью 1,5 млрд рублей — первый такого рода проект в России. Сегодня полностью автоматизированы все центральные теплопункты, внедрена автоматика на насосных и в подразделениях генерации, организован единый диспетчерский пункт управления. Завершающим этапом проекта станет внедрение программы «Термис» динамичной модели теплоснабжения Екатеринбурга, ее электронного двойника. С помощью этой программы осуществляется управление теплоснабжением города. Важно, что эта система ведет не просто мониторинг текущей ситуации, но и расчет динамической модели, который производится с получасовым интервалом, позволяет энергетикам более четко управлять режимом. А ведь это — тот самый температурный комфорт для потребителей.
К настоящему времени систему теплоснабжения уральской столицы удалось вывести из кризисного пике, а масштабные ремонтно-инвестиционные программы ЕТК позволяют не только решать текущие задачи по снижению аварийности в теплосетях, но и выстраивать современную модель взаимоотношений с потребителями, предусматривающую качественное предоставление услуги на основе новейших технологий.
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
26.05.2025
13.05.2025
02.04.2025
24.03.2025
17.03.2025
23.12.2024
26.11.2024
17.11.2024
30.10.2024
27.10.2024
01.10.2024
01.10.2024
30.09.2024
29.08.2024
29.08.2024
29.08.2024
27.08.2024
19.08.2024
05.08.2024
31.07.2024
12.07.2024
11.07.2024